«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

Сэр Джон Тавенер, православный английский композитор

Современный английский композитор, принявший православие и писавший свою музыку под влиянием знаменного распева, - именно так можно очень кратко сказать о сэре Джоне Тавенере, которому 28 января нынешнего 2014 года исполнилось бы 70 лет, до которых о

Сэр Джон Тавенер, православный английский композитор

«Моя музыка вдохновлена православием»

Джон Тавенер был не первым профессиональным музыкантом в семье, его предок, тоже сэр Джон Тавенер, был известным английским композитором и органистом первой половины XVI века. Современный нам композитор обратил на себя внимание музыкальных критиков и общественности в 1968 году, в возрасте 24 лет, когда через три года после окончания Королевской Академии музыки состоялась премьера его кантаты «Кит», посвященной библейскому сюжету о праведном Ионе.

Джон Тавенер страдал болезнью Марфана – генетическим заболеванием, которое поражает опорно-двигательный аппарат, глаза и сердце. Но, как говорят исследователи его творчества, он ее как будто не замечал, никогда не упоминал о ней ни в частных разговорах, ни в публичных интервью. Болезнь не мешала ему творить и, в первую очередь, искать Бога.

В 1977 году Джон Тавенер принял православие. Незадолго до крещения он случайно зашел в лондонский храм, где служил митрополит Сурожский Антоний (Блум), и, пораженный тем, что увидел и нашел здесь то, что давно искал и не находил в западной церкви, остался навсегда.

«Я был рожден британцем»

В 2008 году в интервью радио «Свобода», которое состоялась после мировой премьеры концерта для гобоя с оркестром, он скажет: «С детства я ощущал метафизический, духовный смысл реальности. Но так и не присоединился ни к одной из западных разновидностей христианства. Однажды я зашел в одну из русских православных церквей в Лондоне и почувствовал себя там, как дома. Все было необычайно просто: я оказался в своем доме, и я остался в нем.

Я был рожден британцем, в моих жилах течет шотландская кровь. В религиозном отношении я был пресвитерианцем, а эта религия далека от православия. Самое удивительное для меня в этом моем поступке было то, что в нем не было ничего рационального, обдуманного. Существуют люди, возможно, избранные Богом (я не хочу себя к ним причислять), но в мире нет ничего случайного. Возможно, что тот факт, что я принял православие, необычайно важен, как и то, что моя музыка вдохновлена православием. С его помощью я могут трогать сердца англичан способом, о котором они не помышляли и с которым никогда не соприкасались».

Действительно, интерес к русской духовной культуре не ограничивался интересом к православию. Тавенера интересует духовная музыка, но не период XVIII-XIX веков, а знаменный распев. Именно древним распевам находится место в музыкальных произведения композитора второй половины ХХ - начала XXI века. Обращение к знаменному распеву очень заметно даже не профессиональному слушателю музыки.

Достоевский и Ахматова

Помимо русской музыки (кстати, из композиторов, близких себе по духу, он особенно выделял Стравинского) Тавенеру интересны идеи Достоевского. В 1977 году, в тот год, что крестился, он пишет музыкальное произведение по повести Достоевского «Кроткая». Спустя 30 лет в выше цитированном интервью Джона Тавенера спрашивают в частности о том, близка ли ему мысль Достоевского, что «красота спасет мир» и не видит ли он противоречия между религией и эстетикой?

Композитор ответил следующее: «Кажется, это митрополит московский Филарет заметил, что мир не столько создан Богом, сколько явился плодом Его любви. Все, созданное Богом, прекрасно. Когда Он создал мир, то, как об этом говорится в “Книге Бытия”, “увидел Бог, что это хорошо”. Но греческое слово “колен”, которое здесь переводится, означает “прекрасный”. Я думаю, что Достоевский, сказав о спасении мира красотой, также предполагал, что и Бог увидел, что это прекрасно. Мы же в качестве микрокосма или образа Бога обязаны продолжать дело небесного архитектора».

Еще один важный русский «вдохновитель» Тавенера – Анна Ахматова. В 1980 году он пишет музыкальный «Реквием» для сопрано, баса и оркестра на слова одноименного произведения Ахматовой. Интересно, что композитор использовал русский текст «Реквиема».

«Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя»

Этот композитор был признан при жизни, его произведения исполнялись в лучших залах мира. В 2000 году английская королева возвела Джона Тавенера в рыцарское достоинство. Для тех, кто действительно разбирается в музыкальной культуре, сэр Джон Тавенер был не просто одним из современных композиторов: «По-настоящему великих композиторов мы сегодня знаем не так много. Современные композиторы рассредоточиваются среди разного рода течений, в том числе и в интернете, где в каждой из групп существует своя величина. Тем не менее, в этом многообразии по-прежнему есть фигуры, которые выделяются не только своим отношением к искусству, но и уникальным человеческим кредо, жизненным подвигом и невероятной харизмой. Все это они транслируют в своем искусстве. Пожалуй, в этом высоком предназначении – идти своим неповторимым путем и открывать миру неведомые ему страницы – для подобных художников и заключается суть их творчества. Одним из таких людей был сэр Джон Тавенер» (Алексей Панов, радио «Орфей», передача посвященная композитору).

Тавенера не раз спрашивали о том, воспринимает ли он себя «создателем музыки» или «ретранслятором высших сфер», на это он отвечал: «Я назвал бы себя сосудом, сквозь который проходит музыка. Правда, я не стал бы употреблять слова “сферы”. Я бы сравнил свой метод сочинения с методом иконописца, пишущего икону. Когда я пишу музыку, передо мной всегда стоит икона Спасителя. С появлением музыки я чувствую, как что-то проходит сквозь меня. Трудно сказать, что это такое и откуда это исходит»

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012