«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

Общество потребления - метод Бодрийяра

Не так давно мне довелось познакомиться с работами известного французского социолога Жана Бодрийяра, в частности, с его книгой, выпущенной в 1970 году «Общество потребления». На редкость актуальное издание, особенно сегодня. Хотя оно вроде не о нас,

Общество потребления - метод Бодрийяра

Вопросы, поставленные в ней, касаются исключительно западной модели капитализма тех лет (впрочем, как и дней сегодняшних) и сущности общества потребления. А так как Россия, правда, с запозданием вернулась на «капиталистический» путь развития, то аналитические проработки автора, думаю, в полной мере актуальны и для нас. Постараюсь вкратце изложить несколько, на мой взгляд, главных тезисов этого труда.

Итак. По мнению Бодрийяра общество потребления – это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура. В сферу потребления включены не только вещи, но и человеческие отношения, история, природа, наука, культура и даже религия и патриотизм. И во всех случаях феномены, попавшие в сферу потребления, приобретают свойства потребляемой вещи: они служат знаками престижа и средствами иерархии, то есть они представляют собой не науку, а знак науки, не культуру, а знак культуры и так далее.

Общество потребления превращает человека в биосущество для переработки все возрастающих и совершенствующихся продуктов и услуг, причем границы нормы давно пройдены. «Существует сегодня вокруг нас своего рода фантастическая очевидность потребления и изобилия, основанная на умножении богатств, услуг, материальных благ, и составляющая род глубокой мутации в экологии человеческого рода. Собственно говоря, люди в обществе изобилия окружены не столько, как это было во все времена, другими людьми, сколько объектами потребления. Их повседневное общение состоит не в общении с себе подобными, а в получении, в соответствии с растущей статистической кривой, благ и посланий и в манипуляции с ними…».

Отношение массовой культуры к традиционной культуре аналогично отношению моды к предметам. Как в основе моды лежит устаревание предметов, так в основе массовой культуры лежит устаревание традиционных ценностей. Таким образом, она изначально создается для недолговременного использования. На смену индивидуальности, живой культуре приходит ритуализация бессмысленных знаков, не имеющих содержания. Атрибутом мира потребления становится «предмет-китч – это вообще вся категория «никчемных» предметов, украшений, поделок, аксессуаров, фольклорных безделушек, «сувениров», абажуров или негритянских масок – все собрание барахла…».

«В наборе потребления есть объект более прекрасный, более драгоценный, более яркий, чем все другие… – тело», – считает Бодрийяр. Вводя культ тела, общество потребления, по его словам, устанавливает фетишизацию не только мира, но и самого человека. Оно принуждает его манипулировать своим телом, превращать его в товар. Традиционные понятия красоты, эротичности заменяются функциями и подсчитываются как статьи потребительской способности, сексуальность же коммерциализуется, становясь элементом системы производства. Тело становится упрощенным аналогом души.

«Общество потребления является в одном и том же плане обществом заботы и обществом репрессии, мирным обществом и обществом насилия», а СМИ отражает и закрепляет тоталитарный характер общества потребления, убивая живое содержание мира, извлекая из него лишь события, тем самым формируя «неореальность». Таково мнение Бодрийяра. А каково ваше мнение, дорогой читатель? Насколько перечисленные выше аспекты общества потребления «у них» и тогда затрагивают нас и наше общество в настоящее время?

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№32(2) октябрь 2014(1)
№32(1) октябрь 2014
№28 август 2014