«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

Первая мировая и Грузия

В августе 1914-го, Российская империя, а значит, и ее южная провинция Грузия, оказались  вовлечены в кровавую бойню, впервые охватившую всю планету. Сегодня, в год, когда мы отмечаем 100-летие ее начала уместно вспомнить о ратных делах грузинских воинов на фронтах «Великой войны». О них мало кто знает, впрочем, как и о многих других немаловажных фактах, этой забытой Советской историей войны.

Первая мировая и Грузия

Прежде чем перейти к основной теме нашего повествования немного истории.

В русской армии было много славных грузинских имён. Особенно прославились при Бородино генералы П. Багратион и его брат Р. Багратион, братья В. и Л. Яшвили, И. и С. Панчулидзе, И. и С. Джавахишвили, П. Цицианов, А.Н. Шаликашвили, П. Бибилури, А. Чаликов, С. Гангеблов. Во время Отечественной войны 1812 года и, в частности, в Бородинском сражении участвовали 12 грузинских генералов (их портреты украшают военную галерею Зимнего дворца), более 70 офицеров, а также множество нижних чинов. К концу антинаполеоновской компании генеральские звания имели уже 22 грузина. 

Первая мировая и Грузия

                        Петр Багратион                                                                                        

Однако, честь стать первым в грузинской истории русским генералом выпала имеретинскому царевичу Александру Арчиловичу Багратиону (1674-1711). Начав военную службу в потешных полках Петра I, он был в 1697 году направлен в составе Великого посольства в Голландию для изучения артиллерийского дела. После возвращения в 1699 году в Россию царевича Александра произвели в генералы полевой артиллерии, а спустя год его назначили главным судьей Пушкарского приказа с присвоением звания генерал-фельдцейхмейстер артиллерии. Любопытно, что Петра I тогда в армии именовали бомбардиром, а А.А. Багратиона – главным бомбардиром. В 1738 году, была сформирована Грузинская гусарская рота. Первоначально в ней было 70 рядовых и 17 человек командного состава из князей и дворян. Первым командиром ее был назначен капитан Мамука Ираклиевич Багратион-Мухранский (умер в 1751 г.), а его заместителем — князь Кайхосро Гуриели. Во время войны против турок в 1739 году Грузинская рота «с отличием» служила под командой генерал­фельдмаршала Миниха. Довольный их службой, он писал: «Той роты офицеры и рядовые противу неприятеля поступали так, как надлежит весьма храбрым и надёжным людям, каковые при армии весьма потребны. Грузины свою службу исполняют отважно… ведут себя как подобает отважным и надёжным людям, так что большего от них требовать невозможно… Нам очень нужно как можно больше столь храбрых воинов». Уже в 1741 году рота была преобразована в полк: «Велено было Грузинский гусарский полк учредить в 10 ротах». Всего же за всю историю российско-грузинских отношений маленькая Грузия смогла дать царской армии 500 генералов. А теперь… Перед нами два документа. Первый – телеграмма № 914, поступившая в Управление российских железных дорог из Батуми: «Неприятельский корабль дал по Батуму несколько залпов. Обстрелянный нашими батареями, круто повернул в открытое море. По пути к нему присоединился второй… Снаряды рвались на бульваре и в районе мечети Азизие, пристаней русского общества и товарной станции. В городе пробито здание соединенного банка на Михайловской улице. Разбиты стекла государственного банка. Есть убитые и раненные от осколков бомб 12-дюймового орудия». Второй документ – донесение начальника Батумского отряда кораблей: «Всего было сделано 15 выстрелов… Бомбардировка никаких существенных результатов не имела: было повреждено несколько частных домов, осколком пробит борт одного из пароходов, убит 1 и ранено 4». Это – свидетельства того, как непосредственно по территории Грузии прошлась Первая мировая война. Не только Батуми, но и Поти обстреливал в ноябре 1914 года фиктивно переданный Турции германский линейный крейсер «Гебен». Тот самый, о котором Уинстон Черчилль сказал: «Гебен» принес народам Востока больше смертей, горя и разрушений, чем когда-либо причиняли действия кораблей». Вместе с ним по грузинским городам стрелял и легкий крейсер «Бреслау»…

Первая мировая и Грузия

В августе 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну, и естественно, что ее южная провинция Грузия, стала полнокровной ее участницей. Современное название этой войны появилось в историографии только после начала Второй мировой, в 1939 году. До этого Первую мировую называли «Великой войной», в России – «Второй Отечественной», «Великой Отечественной», «Большой», «Германской», а в СССР – «Империалистической».

Из 59-ти стран, имевших тогда государственный суверенитет, в ней участвовали 33, с населением свыше 1,5 миллиарда человек, а это – около 87% всех жителей Земли. Погибло свыше 10 миллионов, ранено около 20 миллионов, среди мирного населения жертвы от эпидемий, голода и других бедствий войны тоже исчисляются миллионами. В результате более чем четырехлетних сражений был дан импульс для исчезновения сразу четырех империй – Австро-Венгерской, Германской, Османской и Российской. Обрели независимость многие входившие в них страны, в том числе и Грузия. Но до этого она еще раз доказала, сколь мужественными воинами являются ее сыновья и дочери. Кавказский фронт возглавляет царский наместник на Кавказе, генерал от кавалерии граф Илларион Воронцов-Дашков, к тому времени уже свыше девяти лет командовавший Кавказской армией.

Первая мировая и Грузия

                     Илларион Воронцов-Дашков

Но возраст его довольно солиден, и фактически войсками руководит начальник штаба генерал-лейтенант Николай Юденич, в 1915 и вовсе сменяющий почтенного старца на командном посту. Ко дню объявления войны Турции три месяца, как шла война с Германией, а это значит, что многие посланцы Грузии уже были в окопах. Их число увеличивается после того, как их родина превращается в прифронтовую полосу. Сколько же всего их было на полях битв Первой мировой? По приблизительным подсчетам специализирующегося на военной истории журналиста Левана Долидзе – свыше 285 тысяч. То есть, около 10% всех жителей Грузии и больше 40% ее мужского населения.

Первая мировая и Грузия                           Николай Юденич

Можно без преувеличения сказать, что почти все боеспособное население Грузии сражалось с врагами Российской империи. А скольких раненных выходила тогда Грузия, сколько лошадей, скота, продовольствия дала она фронту!

За этой сухой статисткой – сотни примеров воинского мастерства и героизма. И пусть, как в киноленте, перед нами промелькнут хоть несколько «кадров», повествующих о таких примерах.

Турецкий фронт. Капитан Тарас Вашакидзе, отправившись в разведку под городом Саракамыш, со 129-ю подчиненными, возвращается, пленив… все командование одного из корпусов противника – и самого командира корпуса, и трех командиров дивизий с их штабами (а это – десятки офицеров), да еще 1306 солдат. Вместе с ними «приданое»: 8 орудий, 24 пулемета, ящики с боеприпасами. Это – результат не только отваги, но и военной смекалки: капитан сумел убедить турок, что за ним двигаются три полка русской армии…

Рассказывали, что об этом героическом поступке было доложено Государю. По его распоряжению был издан высочайший указ о награждении капитана Тараса Вашакидзе высшей военной наградой Российской империи - орденом Св. Георгия IV степени. Эта история дошла и до французского президента Раймона Пуанкаре. Вашакидзе был награжден высшей французской военной медалью, которую могли получить исключительно командующие армиями. В России только один человек - император Николаю II был удостоен этой медалью!

Белоруссия. Там сражается 2-я Кавказская армии, в которую входят 15-й Тифлисский, 16-й Мингрельский и 14-й Гренадерский Грузинский полки. Гренадеры, которыми командует полковник Акакий Отхмезури, несколько суток ведут жестокие бои, сдерживая продвижение немцев. И тогда на их позиции опускаются желто-зеленые облака, это – удушающий газ хлор. Естественно, солдаты надевают противогазы, но в них… не слышно команд! В окопах паника, а неприятель идет в очередную атаку. И полковник Отхмезури принимает беспрецедентное решение: снимает противогаз, чтобы подчиненные слышали его. Примеру командира следуют все офицеры. И вместе с ним погибают уже после того, как паника улеглась, и атака была отбита…

Западный фронт. Здесь, как и два ее земляка, которых мы сейчас видели, высшей воинской наградой – Георгиевским крестом – награждается медсестра Нино Джорджадзе. Выпускница Сорбонского университета добровольно ушла из Грузии на фронт с первых дней войны и спасает под огнем людей, проявляя настоящий героизм… А это уже… Месопотамия. Кавалеристы отдельного Персидского экспедиционного корпуса распевают там: «Наш Баратов бодр и весел,/ Всех к победе он ведет./ Что ж, казак, ты нос повесил?/ Веселей гляди вперед!» Это – песня, сложенная в ударной 1-й Кавказской казачьей дивизии о своем командире, генерале от кавалерии Николозе Бараташвили – полном тезке великого грузинского поэта-романтика, происходящего из одного с ним княжеского рода.

Он возглавляет специальный корпус, посланный в Персию (Иран) с задачей, прямо скажем, межгосударственного значения: «До объявления войны Персией России поднять престиж русского имени, а с момента объявления войны занять Тегеран с целью закрепления политического положения России в Персии». За 2,5 месяца экспедиция Бараташвили выбивает из ключевых городов прогерманские силы, турецкие диверсионные отряды и очищает от них огромную территорию – до 800 километров по фронту и столько же в глубину. В штаб Кавказского фронта уходит донесение: «Мирная жизнь персидского населения, нарушенная боевыми действиями, вошла в свою колею». А тегеранский властитель Султан-Ахмед-шах, объявив врагами всех подданных, толкавших его к войне с Антантой, лично благодарит Бараташвили за «образцовое поведение русских войск и дружелюбное отношение к населению». И вручает генералу высший персидский знак отличия «темсал» - усыпанный бриллиантами миниатюрный портрет шаха. Другой генерал, тифлисец Алексей Брусилов тоже решает задачу международного значения, да еще и входит в историю мировой военной науки. Командуя Юго-Западным фронтом, он прорывает оборону противника, впервые в мире применив одновременное наступление всех имевшихся армий. Войска генерал-адъютанта Брусилова продвигаются на целых 160 километров, и Австро-Венгрия оказывается на грани катастрофы. Это вынуждает немцев перебросить войска от Вердена, что значительно помогает англичанам с французами и спасает Италию от разгрома.

Первая мировая и Грузия

Алексей Брусилов

А еще в списке генералов-грузин, отличившихся в Первой мировой, - два генерала из грузинского царского рода. Это генерал-лейтенант - Дмитрий Петрович Багратион (1863–1919) Командир 1-й бригады Кавказской туземной конной дивизии. В 1915 временно командуя дивизией на Срыне, провел блестящую контратаку и захватил 450 пленных, 5 пулеметов и др., за что был награжден Георгиевским оружием. В 1916 году командующий Кавказской туземной конной дивизии (сменил вел. кн. Михаила Александровича)

Первая мировая и Грузия

                                       Дмитрий Багратион

и генерал-лейтенант Александр Ираклиевич Багратион-Мухранский, зарубленный большевиками в Пятигорске в 1918 во время массовой казни заложников. Среди отличившихся на полях сражении также генералы Захарий Бакрадзе, Иванэ Казбеги, Георгий Андгуладзе, Илья Одишелидзе, Кирилл Кутателадзе, … Всего их 57 – большинство среди более чем 70-ти генералов из Грузии, и сотни офицеров воевавших в 1914-1918 годах.

Первая мировая и Грузия                                       Александр Багратион-Мухранский

Сама же прифронтовая Грузия в те годы дает войскам продовольствие и лошадей, транспортные средства и скот, принимает тысячи и тысячи раненых. В ее городах действуют госпитали, в том числе и созданный императрицей Марией Федоровной. Медсестрами в них становятся и аристократки, и простолюдинки. Один из двух крупных складов медикаментов, организованных в империи «Всероссийским земским союзом помощи больным и раненым военным», открывается в Тифлисе и обслуживает лазареты на 20 тысяч коек в тылах Кавказского фронта… И верховный главнокомандующий император Николай II, побывавший в грузинской столице в ноябре 1914-го проездом на турецкий фронт, благодарит «древний город Тифлис» и «от души осушает бокал» за всех, живущих в нем. Из воспоминания начальника дворцовой охраны царя, генерала Александра Спиридовича сопровождавшего Государя в этой поездке.

«В 5 час. Государь прибыл на чашку чая к дворянам. Прием этот был устроен в роскошном особняке Е. И. Сараджевой (Сараджишвили). Весь цвет кавказского дворянства был там. Среди местных красавиц, — а их было много, — выделялась княгиня Дадашкелиани, рожденная Гамкрелидзе. Среди гостей была и графиня Воронцова и экзарх Грузии. Государь обходил все залы, слушал музыку, очаровал всех простотою обращения и особенно тех, с кем разговаривал. В комнате, где был сервирован царский стол, Губернский предводитель князь Абхази поднес Государю огромный турий рог, оправленный в серебро, с надписью по грузински: «Великому Государю нашему — Грузинское дворянство, 28 ноября 1914 года». Государь горячо благодарил и видимо был очень доволен. После чая Государь вышел из столовой и в одной из зал предводитель дворянства поднес Его Величеству бокал с кахетинским вином и провозгласил за Государя здравицу.

Первая мировая и ГрузияНиколай II в Тифлисе

Государь сказал: «Сердечно благодарю вас за ваш радушный прием и от всей души пью за здоровье и процветание Тифлисского дворянства и за ваше здоровье, господа». Ура было ответом Государю, а оркестр играл «мравал-жамиер». Государь подошел к музыкантам и просил исполнить известную грузинскую патриотическую песню: «самшобло» (родина). Оркестр исполнил ее вместе с хором. Прослушав затем еще несколько музыкальных и вокальных номеров, поблагодарив горячо хозяев и, поручив поблагодарить госпожу Сараджеву, Государь отбыл во дворец. Был седьмой час. Разъезд гостей начался много позже. Затем Государь посетил епархиальное женское училище и Военное училище. Юнкерам Государь сказал удивительную речь, проникнутую чисто христианской любовью. Через два дня юнкера становились офицерами. Училище представилось образцово. Государь благодарил и юнкеров, и офицеров». Городским головою был А. И. Хатисовым, в честь Николая II был устроен банкет. «Государь прошел в зал. Хор и оркестр исполнили «Боже Царя храни». Ура неслось навстречу. Гимн повторили три раза. Государь беседовал с гласными, принял от Хатисова альбом с видами Тифлиса, и, в ответ на речь его сказал: «Благодарю древний город Тифлис за горячий прием, который я встретил в стенах этого дома. От души осушаю бокал за население Тифлиса и за ваше здоровье, господа». Обратился к тифлисцам и Хатисов: «Увещеваю спокойно переносить временные лишения, не быть расточительными, забыть о всех излишествах, которые сейчас особенно недопустимы и сократить свои нужды и траты». И, наконец, о зигзагах, которые история проложила в людских судьбах – из Грузии времен Первой мировой войны в будущее. Когда легкий крейсер «Бреслау» обстреливал Батуми и Поти, на нем служил лейтенант Карл Дениц. Которому суждено будет стать гросс-адмиралом, создателем подводного флота нацистской Германии, главнокомандующим ее Военно-Морским флотом и на 23 дня – 4-м рейхспрезидентом. Гитлер именно его назначит своим преемником. А командующий Кавказской армией генерал Николай Юденич, после Февральской революции командовавший и всем Кавказским фронтом, будет одним из самых знаменитых военачальников Гражданской войны, возглавит силы, действовавшие против советской власти на Северо-Западном направлении. Что же касается генералов-грузин, то многие из них с 1918 года будут служить в армии Демократической Республики Грузии.

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012