«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

23 Апреля 2015, 08:31,

Премьера «Прикасаемые» в Театре Нации

В Театре Нации состоялась премьера уникального спектакля «Прикасаемые», основанного на реальных историях из жизни слепоглухих людей. Это первая и пока единственная постановка в мире, в которой одновременно задействованы и слепоглухие, и зрячеслышащие актеры.

Премьера «Прикасаемые» в Театре Нации

«Прикасаемые» - первый масштабный проект социального театрального искусства в России. Благодаря сотрудничеству Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Театра Нации стало возможным осуществить постановку уникального спектакля.

13 октября 2014 года в рамках фестиваля «Территория» был представлен эскиз спектакля «Прикасаемые». Тогда впервые на сцену вышли слепоглухие актеры. Уже тогда было ясно, что организаторы решились на весьма смелый эксперимент, ведь в мире ничего подобного еще никто не делал. Правда, в Израиле существует театр Nalaagat, но в нем играют исключительно слепоглухие актеры.

Эксперимент удался. В результате стало возможным постановка уже полноценного спектакля в Театре Нации, премьерный показ которого состоялась 20 апреля сего года.

Премьера «Прикасаемые» в Театре Нации

Специально для него была написана документальная пьеса, основанная на интервью со слепоглухими участниками проекта и их зрячеслышащими спутниками. В них основном представлена специфика отношений в парах, в которых всегда присутствует один слепоглухой: мать и дочь, отец и сын, муж и жена, брат и сестра, учитель и ученик и так далее.

Как и в жизни на сцене герои спектакля преодолевают страхи, сомнения, трудности взаимопонимания. А борьба с, казалось бы, простыми для нас бытовыми проблемами позволяет обнаружить тонкие эмоциональные и чувственные созвучия с другим человеком. Поэтому это не просто театральная постановка, но и еще попытка наладить связь между двумя различными мирами, это история взаимоотношений слепоглухих и их зрячеслышащих «доверенных лиц», без которых слепоглухой человек не может обойтись в повседневной жизни.

Премьера «Прикасаемые» в Театре Нации

Однако не только рассказанные в постановке истории определяют атмосферу спектакля, но и само театральное пространство. Так режиссер по пластике Евгений Кулагин научил слепоглухих ориентироваться по запахам. В зал и на декорации поступали ароматы, которые позволяли слепоглухим актерам следовать сценарию. По словам художника спектакля Екатерины Джагаровой, идея сценографии складывалась с учетом того, что для людей с двумя сенсорными нарушениями основной помощник в ориентации в пространстве – поверхность под ногами и объекты, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. Отсюда и родилась идея использовать различные фактуры и рельефы, символизирующие среду в которой они существуют.

Что касается самого спектакля, то пересказывать в подробностях его не имеет смысла, ибо его надо смотреть, чтобы полностью осознать всю глубину и чувственность постановки и самой игры актеров. Скажу лишь одно. Безусловно, постановка стала важным шагом в самореализации слепоглухих людей и их интеграции в общество.

Хотя спектакль пока еще не стал репертуарным, но, насколько мне известно, у фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» в плане его показ в Санкт-Петербурге. Кроме того, предполагается наработанный опыт транслировать в регионы.

Премьера «Прикасаемые» в Театре Нации

Закончился этот необычный спектакль очень красивым, полным эмоции и радости феерическим танцем участников постановки, да таким, что и в голову никому не могло прийти, что среди вальсирующих вместе с зрячеслышашщими и слепоглухие люди.

Рассказанная на сцене Театра нации удивительная история, завершилась счастливым концом – надеждой на лучшее будущее.

Уходил я со спектакля полный эмоции, ведь если люди из другого мира, мира слепоглухих способны любить и радоваться жизни, имея лишь прикосновение способом общения, то, что же мы зрячеслышашчие (часто) не замечаем окружающую нас красоту, имея на то все чувственные возможности. Прозвучит банально, но жизнь – это очень хорошая штука и надо ее беречь и ценить!

И, наконец, не могу не перечислить всех участников постановки, ибо эти люди заслуживают быть представленным:

Автор идеи - Евгений Миронов; продюсер - Ингеборга Дапкунайте, режиссер - Руслан Маликов, режиссер по пластике Евгений Кулагин, художник-постановщик - Екатерина Джагарова, драматург - Марина Крапивина, дизайнер по ароматам - Мария Щемелинова, координатор - Виктория Авдеева, технический директор - Александр Гамзаев, PR проекта – Татьяна Гончаренко.

В спектакле играли:

Слепоглухие актеры: Ирина Поволоцкая, Алена Капустьян, Александр Суворов, Алексей Горелов, Вера Лыженкова, Александр Сильянов, Вадим Плевако, Светлана Щукина.

Актеры: Ингеборга Дапкунайте, Ольга Лапшина, Анатолий Белый, Кирилл Быркин, Олег Савцов, Рустам Ахмадеев, Илона Гайшун, Екатерина Сахно, Михаил Видякин, Юлия Хамитова, Алексей Овсянников, Константин Кожевников, Наталья Кремнева, Мария Лапшина, Роман Евдокимов.

Это спектакль о том, что надо прикасаться, надо встречаться миру слепоглухих и зрячеслышащих. С детства человек должен понимать и принимать, что есть разные люди и разные проблемы»

Руслан Маликов, режиссер спектакля – «Мы решили не выжимать из зрителей жалость. У нас стояла другая задача, чтобы и мы зрячеслышашчие и слепоглухие получали удовольствие от процесса, играли в эту игру – театр, с наслаждением. Мы сознательно ставили такую цель, потому что рассказать о проблеме не долго, и, в общем-то, не сложно, она на поверхности. Поэтому предложили свой выход из проблемы и постарались воплотить его в спектакле. Это общение, это терпение и, конечно же, любовь. И если эти составляющие присутствуют в жизни, то человек может быть счастлив независимо от своих ограниченных возможностей».

Ингеборга Дапкунайте, актриса, продюсер спектакля : «Конечно, это уже не эскиз, а настоящий спектакль, который построен на интервью со слепоглухими людьми. Это совершенно их история. Мы поставили задачу рассказать не столько о проблеме, сколько о дружбе, об общении, о любви. Думаю, у нас это получилось».  

Автор: Вахтанг ЯКОБИДЗЕ

Фото: Автора

Почитать еще
№32(2) октябрь 2014(1)
№32(1) октябрь 2014
№28 август 2014