В феврале музейно-выставочный центр обители планирует открыть выставку «Россия на сломе эпох. Отстранение Государя от власти», посвященную событиям на железнодорожной станции Пскова в 1917 г., когда в результате заговора 4 марта 1917 г. (15 марта по новому стилю) в «Известиях ЦИК Советов рабочих депутатов» был опубликован «Манифест об отречении императора Николая II от престола». О том, был ли подлинник у этого «Манифеста» до сих пор выражают сомнения многие историки.
Как утверждает в своей статье, опубликованной на сайте «Православие и мир» профессор Владимир Лавров, неоднократно посещавший монастырь на Ганиной яме, машинописный текст «отречения» с карандашной подписью императора обнаружили только в 1929 г.:
«При этом недостаточно упомянуть только о его обнаружении. Необходимо проговорить, при каких обстоятельствах и кем обнаружен «подлинник», рассуждает профессор, - Он обнаружен во время коммунистической чистки Академии наук СССР и использован для фабрикации так называемого академического дела. На основании этого вдруг обнаруженного документа ОГПУ обвинило замечательного историка С.Ф. Платонова и других академиков в ни много ни мало – подготовке свержения советской власти!
Подлинность документа об отречении было поручено проверить комиссии во главе с П.Е. Щеголевым. И комиссия заявила, что документ подлинный и является оригиналом отречения.
Но кто же такой Щеголев? Он и А.Н. Толстой были пойманы на том, что изготовили и опубликовали сфабрикованный «Дневник Вырубовой», подруги императрицы Александры Федоровны. Также Щеголев был пойман на изготовлении подложного «Дневника Распутина».
Причем обнаруженный документ – это машинописный текст на простом листе бумаги. Мог важнейший документ быть не на императорском бланке? Не мог. Мог важнейший документ быть без личной императорской печати? Не мог. Мог такой документ быть подписан не ручкой, а карандашом? Не мог.
На сей счет существовали и соблюдались строгие правила, установленные законом. Их соблюсти в царском поезде 2 марта 1917 года не представляло труда. Всё было под рукой. Кроме того, по существовавшим законам подлинник царского манифеста должен был быть написан обязательно от руки.
Следует также добавить, что под карандашной подписью государя какая-то подтертость. А слева и ниже этой подписи – подпись министра императорского двора графа В.Б. Фредерикса, который удостоверивал подпись императора. Так эта подпись тоже сделана карандашом, что недопустимо и никогда не бывало на важных государственных документах. Причем подпись министра еще и обведена пером, будто это не документ, а детская раскраска.
При сравнении историками подписей императора Николая II под «отречением» с его подписями на других документах и сравнении подписи министра Фредерикса на «отречении» с его другими подписями, выясняется, что подписи императора и министра на «отречении» несколько раз совпадают с другими их подписями.
Однако криминалистической наукой установлено, что у одного и того же человека не бывает двух одинаковых подписей, они хоть немножко, но отличаются. Если на двух документах одна и та же подпись, то одна из них поддельная.
Наконец, во всех сборниках документов, в студенческих и школьных хрестоматиях обнаруженный документ публикуется под заголовком «Манифест об отречении императора Николая II от престола». Однако в самом документе другой заголовок: «Начальнику Штаба». Что это такое? Император отрекался перед начальником штаба? Такого не может быть.
Из всего этого следует, что документ, обнаруженный в 1929 году и хранящийся сейчас в Госархиве РФ – НЕ ОРИГИНАЛ ОТРЕЧЕНИЯ. В этом никаких сомнений».
15 марта 2017 г. исполнится 100 лет со дня этого спорного исторического события. Для монастыря – это важная дата, так как именно в этот день произошло явление иконы Божией Матери «Державная», храм в честь которой был создан в Царской обители. Музейно-выставочный центр находится в цокольном этаже именно этого храма.
Выставку, посвященную псковским событиям монастырский музей, проводит совместно с музеем истории, науки и техники Свердловской железной дороги Екатеринбурга. Сейчас сотрудники обоих музеев исследуют документы того времени, подбирают для нее интересные артефакты. Выставка должна открыться в преддверии этого трагического для России столетнего юбилея.
Только за первую декаду января 2017 г. в музейно-выставочном центре монастыря на Ганиной яме побывало более 5 тысяч посетителей. В день Рождества Христова, 7 января 2017 года, музейно-выставочный центр посетило более 1100 человек.
Такой интерес не случаен. В монастыре уделяют большое внимание исследовательской, выставочной, культурно-массовой, просветительской работе, а также расширению музейной экспозиции. За 2016 год фонды монастырского музея пополнились на 876 единиц хранения, среди которых 353 единицы основного фонда и 523 – научно-вспомогательного. Есть также множество экспонатов, переданных во временное хранение.
К примеру, к открытию выставки «Церковь в годы Великой Отечественной войны» Ираида Загородских, внучка покойного настоятеля Иоанно-Предтеченского храма Михаила Кукарина, передала из домашней коллекции многие личные вещи своего деда, священника-фронтовика. Выставка уже завершена, но по ее итогам Ираида Витальевна подарила некоторые из предметов, прежде представленных на выставке, нашей обители. К примеру, кабинетный гарнитур: стол и кресло, принадлежавшие еще деду священника – управляющему Березовского золотого рудника и трепетно сохраненные в семье. Также – священнический пояс, расшитый монахинями Ново-Тихвинского монастыря, которых укрывал от преследований Михаил Кукарин, вид Ново-Девичьего монастыря (пейзаж начала ХIX века, исполненный московскими монахинями масляными красками и расшитый поверх картины шелковыми нитями), медицинские справки воина Кукарина о его фронтовых ранениях и другие предметы.
Появились в фондах монастырского музея, к примеру, церковные подсвечники пятидесятых годов ХХ века, тайно изготовленные вручную для богослужений, и такие редкие книги, как Псалтирь 1883 г. (издание в кожаном переплете, в футляре), Служебник 1876 г., изданные в Киево-Печерской Лавре.
Ведется активная исследовательская работа, организуются новые выставки.
Справка:
Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма – один из самых молодых в России. Он создан на месте острейших драматических событий, где была поставлена последняя точка в земной жизни членов последней Царской семьи. Именно сюда в июле 1918 г. были привезены для уничтожения из ипатьевского дома Екатеринбурга тела членов Царской семьи, а также их верных слуг.
В 1991 г. по благословению архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека на Ганиной яме был установлен первый Поклонный крест. 17 июля 1992 г. на место уничтожения останков Царской семьи прибыл первый архиерейский Крестный ход. Так зарождались современные Царские дни – дни памяти Царственных Страстотерпцев.