«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

«Особый взгляд» завершил свою работу

С 28 по 31 октября 2019 года в Москве прошёл первый в России Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд», организованный Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и Центром реализации творческих проектов «Инклюзион» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

«Особый взгляд»  завершил свою работу
В фестивале приняли участие 250 участников из 8 субъектов Российской Федерации — от Московской области до Дальнего Востока. В программу фестиваля, составленную дирекцией и экспертным советом на основе открытого конкурса, вошли 12 спектаклей из 6 российских городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и Барнаула.

Это постановки «Всё началось со шторки для душа» (Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского и Невидимый театр “The Invisible Shows”, Москва) «Гроза — среда обитания» (Центр реализации творческих проектов «Инлюзион» и Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение», Москва), «Unреальность» (театральная школа «Инклюзион», Новосибирск), «Аллюки» (театральная школа «Инклюзион», Казань), «Фабрика историй» (фонд «Альма Матер», Санкт-Петербург), «Ночи Холстомера» (театральная школа «Инклюзион», Санкт-Петербург), «Магазин» (Центр современной драматургии, Екатеринбург), «Одиссея 2К19» (Благотворительный фонд «Подари мне крылья» и Социально-Художественный Театр, Санкт-Петербург), «Король Лир» (театральная школа «Инклюзион», Екатеринбург), «Страна слепых» (Музей архитектуры имени А. В. Щусева в рамках программы «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Москва), «Wonder boy» (Молодежный театр Алтая имени В. С. Золотухина, Барнаул), «Пещера» (Трансформатор.doc, Центр имени Вс. Мейерхольда, Москва).
«Особый взгляд»  завершил свою работу
Социальный театр — это направление в театральном искусстве, которое привлекает внимание к острым общественным проблемам и темам, дает возможность высказаться тем, кто по каким-либо причинам обычно лишен и в обществе, и на сцене права голоса. I Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд» объединил людей с разными возможностями здоровья и представителей социально незащищенных групп населения: людей с инвалидностью по слуху и зрению, с двигательной инвалидностью, людей с расстройством аутистического спектра, воспитанников детских домов, бездомных. Они представили на фестивале свои спектакли, созданные вместе со специалистами в сфере театрального искусства, — профессиональными актерами, режиссерами, музыкантами, драматургами.
«Особый взгляд»  завершил свою работу
В некоторых спектаклях, вошедших в программу фестиваля, работавшие над ними авторские группы предложили свои прочтения литературной классики — «Грозы» Александра Островского («Гроза — среда обитания» московской театральной школы «Инклюзион», режиссер — Михаил Фейгин) и «Холстомера» Льва Толстого («Ночи Холстомера» петербургской школы «Инклюзион», режиссер — Александр Савчук). В других создатели сочиняли текст сами — как студенты петербургского Центра «Антон тут рядом» в постановке «Фабрика историй» (художественный руководитель — Борис Павлович) и участники новосибирской театральной школы «Инклюзион» в спектакле «Unреальность» (режиссер — Сергей Дроздов). В спектакле «Одиссея 2К19» (режиссер — Дмитрий Крестьянкин) его участники — воспитанники приютов и детских домов Санкт-Петербурга — рассказали свои истории о желании и невозможности вернуться домой, рассматривая их сквозь призму «Одиссеи» Гомера. Для спектакля «Аллюки» (режиссер — Туфан Имамутдинов) казанской театральной школы «Инклюзион» были специально написаны и текст, и музыка: это спектакль-эксперимент, в котором глухие и профессиональные актеры читают и поют стихотворения известного татарского поэта Габдуллы Тукая, переведенные на вымирающие языки сибирских народов (показ спектакля в Москве состоялся при участии Камерного хора студентов Академии хорового искусства имени В.С. Попова).
«Особый взгляд»  завершил свою работу
Часть спектаклей в программе затронула острые социальные проблемы — трудового рабства («Магазин» екатеринбургского Центра современной драматургии по пьесе современного драматурга Олжаса Жанайдарова, основанной на реальных событиях в московском районе Гольяново, режиссер спектакля — Дмитрий Зимин) и травли в школе («Wonder boy» Молодежного театра Алтая, режиссер — Максим Соколов). В спектакле «Пещера» (Трансформатор.doc, Центр имени Вс. Мейерхольда, режиссер — Всеволод Лисовский) трое бездомных вместе с тремя профессиональными актерами размышляют над идеями одного из самых известных философов — Платона. А в спектаклях «Всё началось со шторки для душа» и «Страна слепых» зрители закрывают глаза — погрузиться в мир спектакля им помогают запахи, тактильные модели, по-особенному звучащий реквизит.
«Особый взгляд»  завершил свою работу
Спектакли, вошедшие в программу Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд», в конце октября 2019 года стали номинантами Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска». Спектакль «Аллюки» (театральная школа «Инклюзион», Казань) претендует на главную театральную награду страны как лучшая постановка в опере, спектакль «Пещера» (Трансформатор.doc, Центр имени Вс. Мейерхольда, Москва, режиссер — Всеволод Лисовский) — как лучший спектакль-эксперимент; на премию номинированы режиссер-постановщик «Аллюки» Туфан Имамутдинов («Работа режиссера в опере») и композитор Эльмир Низамов («Работа композитора в музыкальном театре»). Спектакль «Wonder boy» (Молодежный театр Алтая) вошел в лонг-лист лучших постановок театрального сезона 2018/19 года по версии премии. Всего у вошедших в программу «Особого взгляда» спектаклей 4 номинации на «Золотую Маску».

Для I Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» также была подготовлена образовательная программа — её участники, отобранные на основе открытого конкурса со всей России, посетили мастер-классы и лекции от специалистов в сфере танца, анимации, видеоарта, театрального менеджмента, вокала. Преподавателями образовательной программы стали такие известные специалисты в сфере современного театра, как арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская и директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, участники известной швейцарской инклюзивной танцевальной компании BewegGrund (мастер-класс прошел при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция), петербургский педагог по вокалу Елена Романова, фотограф и аниматор Владимир Аверин, театральный режиссер Борис Павлович, кинорежиссер Дина Верютина, специалисты по плейбек-театру Мария Мишина и Инна Розова.
«Особый взгляд»  завершил свою работу
О работе Центра реализации творческих проектов «Инклюзион» и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» в рамках образовательной программы рассказал учредитель «Инклюзиона» и президент «Со-единения» Дмитрий Поликанов совместно с программным директором АНО «Инклюзион» Татьяной Медюх. Креативный продюсер Форума-фестиваля Ника Пархомовская прочла лекцию о фестивалях социального театра в разных странах мира. Миссия образовательной программы «Особого взгляда» — подготовка и обмен опытом среди специалистов, заинтересованных в создании социотеатральных проектов на территории Российской Федерации.

События Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд» прошли на 4 крупных театральных и культурных площадках Москвы – в Новом Пространстве Театра Наций, Московском музее современного искусства (ММОМА), в Центре имени Вс. Мейерхольда, Доме-музее М. Н. Ермоловой. Спектакли фестиваля посетили более 1000 зрителей. Увидеть постановки зрители смогли бесплатно, предварительно зарегистрировавшись на них. Прямые трансляции 7 спектаклей фестиваля, прошедшие в социальных сетях программы «Особый взгляд» и Центра «Инклюзион», зрители посмотрели более 45 000 раз. Спектакли, прямые трансляции и события образовательной программы сопровождались переводом на русский жестовый язык и тифлокомментарием.

В офф-программу фестиваля вошли 4 спектакля московских Театра.doc, театра «Практика», плейбек-театра «Новый Jazz», а также выставки в ММОМА, Государственном историческом музее и Музее русского импрессионизма. Участники фестиваля смогли познакомиться с работами Йоко Оно, номинантов Премии Кандинского 2019 года, импрессионизмом в испанском искусстве XIX-XX веков, тактильными моделями шедевров коллекции Исторического музея.

В Экспертный совет Форума-фестиваля «Особый взгляд» вошли художественный руководитель Центра имени Вс. Мейерхольда, режиссёр Виктор Рыжаков, директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, заслуженный деятель искусств РФ, сценарист и кинорежиссер Александр Адабашьян, заслуженная артистка РФ Алёна Бабенко, режиссеры Андрей Афонин и Наталья Попова, актриса Юлия Ауг, немецкий куратор и драматург Йоханнес Кирстен.

Итоги Форума-фестиваля будут подведены 15 ноября 2019 года на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме в рамках ток-шоу «Социальный театр в России. Реалии и перспективы». На ток-шоу будет объявлено название отобранного экспертами спектакля-лауреата, который получит от организаторов фестиваля грант на осуществление гастролей по России. Также по итогам фестиваля будет издан сборник статей, которым специалисты в сфере социальных театральных проектов смогут пользоваться в качестве методического пособия.

Организаторы I Форума-фестиваля социального театра «Особый взгляд»: Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд» и Центр реализации творческих проектов «Инклюзион» при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

Дирекция: Мария Красникова, Мария Мельниченко, Дмитрий Поликанов, Ксения Дмитриева, Татьяна Медюх
Креативный продюсер: Ника Пархомовская
Площадки и партнеры фестиваля: Московский музей современного искусства (ММОМА), Швейцарский совет по культуре Про Гельвеция, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Центр имени Вс. Мейерхольда, Новое Пространство Театра Наций
Почитать еще
№32(2) октябрь 2014(1)
№32(1) октябрь 2014
№28 август 2014