Великая княгиня Мария Владимировна, унаследовавшая статус главы Российского императорского дома в 1992 году, сохраняет и творчески развивает в новых условиях принципы, провозглашенные ее дедом и отцом.
В обращении о восприятии ею прав и обязанностей императоров всероссийских, государыня декларировала: «Обещаю и клянусь свято блюсти Веру Православную и нерушимо охранять права всех вероисповеданий. В сегодняшние тревожные дни Я буду, как заявил в конце прошлого года Мой незабвенный Отец, всячески способствовать всем созидательным устремлениям наших соотечественников и решительно отвергать все разрушительные для страны начинания и предприятия» .
Важные аспекты взаимоотношений между народами, всегда переплетенные и с межконфессиональным диалогом православных и мусульман, затронуты в обращении великой княгини Марии Владимировны от 9 марта 1998 года «По поводу положения русских людей, вынужденно оказавшихся за пределами Отечества после распада СССР».
Поводом для этого обращения послужил разгон манифестации русских пенсионеров в Риге, но оно адресовано также и к другим независимым государствам, в том числе к странам с мусульманским большинством, где также иногда случались конфликты на религиозно-национальной почве и имели место факты дискриминации русскоязычного населения.
В начале обращения содержится анализ сложившейся ситуации: «Крушение коммунистического режима в августе 1991 года повлекло за собой и упразднение Советского Союза, существование которого поддерживала система. Созданная большевиками после Гражданской войны. Марксистский «интернационализм», пришедший на смену мудрой национальной политике Императорской России, посеял семена глубоких противоречий и тяжелых конфликтов, приведших в результате к стремительной дезинтеграции».
Далее следует изложение видения императорским домом долгосрочной перспективы: «Российский Императорский Дом тяжело пережил распад Великой Державы, основанной отнюдь не советской властью, но строившейся усилиями многих народов на протяжении столетий. Вслед за моим отцом Государем Великим Князем Владимиром Кирилловичем я убеждена, что для всех наций бывшей Российской Империи было бы полезнее, если бы нынешнее положение носило временный характер, и в конце концов, единство было бы восстановлено на взаимоприемлемых условиях, отвечающих требованиям современности – в форме государственного союза с общими целями и задачами, по примеру Британского Содружества».
Однако воплощение этой идеи относится к достаточно отдаленному будущему, и великая княгиня, отчетливо понимая это, переходит к рассмотрению актуальных проблем: «Ясно, однако, что в ближайшее время этого не произойдет. Поэтому наибольшее внимание нашей династии сосредоточено на судьбе русских людей, вынужденно и неожиданно для себя оказавшихся вне России».
«Некогда будучи гражданами единого государства, миллионы русских, частью добровольно, а частью и по принуждению коммунистических властей поселились в республиках Советского Союза. Там они учились, работали и воевали совместно с представителями коренных народов, рожали детей и хоронили родителей, считая, что живут на своей Родине. И вот теперь во многих вновь образовавшихся государствах русские в одночасье оказались нежелательными иностранцами. У них нет никакого выхода, ибо, даже бросив всё нажитое и переехав в Российскую Федерацию, они столкнутся с проблемами, решить которые большинству уже не по силам. Итогом их многотрудной жизни стали нищета и бесправие. Жестокое избиение латвийской полицией участников пикета русских пенсионеров в Риге показало, что сейчас этих людей откровенно хотят запугать и лишить самой возможности протеста».
Мария Владимировна предостерегает от заведомо поверхностных оценок форм, к которым, в силу воспитания, прибегают люди, подвергающиеся угнетению: «Некоторые политики пытаются объяснить действия властей бывших союзных республик тем, что русское население там сохранило приверженность коммунистической системе. Но красные флаги и коммунистические лозунги на некоторых манифестациях не столько свидетельствуют о вере в кровавую марксистско-ленинскую утопию, сколько являются стихийной и наивной формой сопротивления новым порядкам, не менее несправедливым, чем произвол советского режима. Династия Романовых, во время вынужденной эмиграции обличавшая зло коммунизма, утверждает, что ограничения в правах и прямые репрессии против русских, ставших, по сути, первыми жертвами «интернационализма», не могут быть оправданы ничем».
В обращении от 9 марта 1998 года государыня выражает моральную поддержку русскоязычному населению, но также подчеркивает равноприближенность дома Романовых ко всем народам, связанным исторической судьбой. Она говорит о принципах национальной политики, универсальных для взаимоотношения титульной нации и национальных меньшинств: «Я и члены моей семьи, сами познавшие горечь изгнания, хотим, чтобы русские люди, ныне лишенные Отечества, всегда понмнили, что мы не только сочувствуем им и молимся за них, но и делаем всё от нас зависящее для привлечения к их страданиям внимания всего мира. Я желаю также, чтобы все народы бывшей Российской Империи знали, что они одинаково дороги мне, и я ожидаю от них защиты русских собратьев и осуждения недальновидной и чреватой опасными последствиями политики своих руководителей. Угнетение любой нации, где бы оно ни происходило, я считаю преступным. Благополучие не может быть построено на муках и унижении других, и история человечества дала тому уже немало примеров. Какие бы пути в будущем ни избрали наши народы, их взаимоотношения должны зиждиться на дружбе и взаимной поддержке. Только тогда Господь благословит общее и естественное для людей всех национальностей стремление к миру, свободе и счастью» .
Глава Российского императорского дома, разумеется, осуждает дискриминацию не только русского, православного и, в целом, христианского населения, но также дискриминацию мусульман и представителей других национальностей и традиционных религий в тех регионах, где они находятся в меньшинстве. Сложным вопросам выстраивания правильных межнациональных и межконфессиональных отношений, в частности, посвящены обобщающие рассуждения государыни Марии Владимировны в одном из ее интервью газете «Российские вести»:
«Здоровый национализм – вполне нормальное явление. Человеку свойственно любить членов своей семьи больше, чем чужих людей, и свой народ – больше, чем другие народы. Однако любовь к своему ни в коем случае не подразумевает ненависти к чужому. Наоборот, если мы сами способны любить, то мы с большим пониманием относимся к другим людям, которые, также как мы, любят своё. Если периодически в единой многонациональной всероссийской семье и возникают конфликты интересов между этносами, их нужно разрешать спокойно, на основе разумных и справедливых компромиссов, как между родственниками и соседями, а не как между неприятелями.
«В Российской империи существовал богатый опыт урегулирования межнациональных проблем. И их было гораздо меньше, чем сейчас. Государствообразующей нацией, разумеется, были и остаются великороссы. Это историческая данность, и нелепо спорить со столь очевидным фактом. Но до революции 1917 года все жители Всероссийской империи, а не только великороссы, считались русскими. Кстати, во всем мире такое понимание осталось по сей день. Для иностранцев русские – это и украинцы, и белорусы, и татары, и узбеки, и евреи, и молдаване, и грузины, и армяне, и любые выходцы из СССР или потомки выходцев из дореволюционной России. В этом есть глубокий положительный смысл. Русские – это не столько этническое, сколько духовное и культурное понятие, также как в древности понятие римлянин было не этническим, а цивилизационным. Если человек чувствует себя русским, то он им и является, независимо от национальной принадлежности.
«Главным принципом многонационального государства является диалектическое сочетание единства общих интересов с многообразием этнических и региональных особенностей. Власть должна защищать и воплощать в жизнь этот принцип с мудростью и величайшим тактом.
«Националистический и религиозный экстремизм – это проявление дикости, не имеющее, в действительности, ничего общего ни с одной религией и ни с одной национальной традицией. Это проявление комплекса неполноценности, неуверенности в себе, в своих вере и национальном достоинстве, когда люди не видят иного решения своих проблем, как только насилием и подавлением других. Но это явление никогда не возникает без причины, на пустом месте. Агрессивный национализм просыпается, когда несправедливо нарушаются права людей по национальному признаку – или меньшинств, или большинства, или и тех, и других, каждых по-своему.
«Как случайные просчеты, так и сознательные политические игры в этой сверхделикатной сфере чреваты страшными последствиями. В толерантной Европе всё громче слышатся голоса об ошибочности прежнего курса, приведшего к тому, что коренное население сначала с растерянностью, а потом с накапливающимся раздражением наблюдает за натиском людей совершенно иных культур, которые совершенно не желают адоптироваться в новой для себя среде и которым абсолютно чужда и непонятна вся система европейских ценностей, включая саму толерантность.
«У нас есть замечательная пословица, применимая и к проблеме миграции: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Уважением и защитой закона должны пользоваться все без исключения – и большинство, и меньшинства, и мигранты. Но несправедливо, если права коренного населения ущемляются, а пришельцы получают привилегии без четких обязательств исполнять свой гражданский долг перед второй Родиной и относясь к ней с пренебрежением.
«В тоже время, недостойно великих наций подвергать насилию и унижению простых людей, как правило, пришедших в наши страны не от хорошей жизни, а от бедствий и нищеты. Нельзя забывать, что бывали трагические моменты в истории, когда миллионы наших соотечественников оказывались в положении изгнанников и тоже ожидали милосердия и защиты со стороны других народов. Самыми уязвимыми всегда оказываются наиболее несчастные и безвинные. Они первыми подвергаются всем неприятностям, потому что беззащитны. В тоже время истинные виновники сложившейся ситуации не испытывают никаких проблем, а иногда специально подливают масла в огонь, потому что им выгодно такое положение дел для сохранения их богатства и власти. Нужно не травить бедных людей, не уподобляться худшим из них, устраивая драки и погромы, а законными методами добиваться корректировки государственной политики, ибо только государство способно эффективно урегулировать проблему законодательными мерами, организацией потоков миграции и созданием программ культурной адаптации пришельцев из других стран.
«Некоторые люди стараются оправдать беспорядки на национальной почве бездействием властей. На самом деле, этот аргумент отчасти объясняет некоторые ситуации, но ни в коей мере не оправдывает их. Стихийным насилием всё равно нельзя ничего урегулировать. От него чаще страдают не истинные преступники, а случайно попавшиеся под руку неповинные люди. И клин во взаимоотношения между некогда братскими или добрососедскими народами, таким образом, забивается всё глубже.
«Часто национальные конфликты связаны не с реальными проблемами, а с предрассудками, невежественной политиканской демагогией и плохим знанием истории и культуры – не только чужой, но и своей собственной. Я думаю, нам необходимо создание общегосударственной сети культурно-образовательных центров, где мигранты смогут получить сведения о базовых ценностях России, а российские граждане всех национальностей – больше узнать о духовном мире друг друга и о традициях иных народов, исторические судьбы которых переплетаются с жизнью нашего Отечества. Также нужно понимать, что в такой большой стране, как Россия, не может быть единого рецепта для всех. В мегаполисах у этих центров должна быть своя программа, в исконно великорусских областях – своя, в регионах, где доминируют другие национальности – своя.
«Большую роль способно сыграть введение преподавания в школах основ православной культуры, а также основ других традиционных религий и светского религиоведения. Эти курсы нельзя противопоставлять друг другу. В зависимости от региона может меняться соотношение объемов этих курсов, но все они обязательно должны присутствовать в системе воспитания российского гражданина с юных лет.
«В традиционно многонациональной России любой агрессивный национализм - это благодатная почва для внешних враждебных сил, желающих нашего раздробления и ослабления, и для непорядочных политиков, которые хотят властвовать, разделяя и стравливая людей. В большинстве случаев национальные конфликты создаются искусственно, в рамках изощренных политических технологий. Но от каждого человека зависит, согласится ли он стать объектом манипуляций, поддастся ли он на провокации, или поймет, что зло нельзя победить злом, и что свои права нужно отстаивать в рамках законности, чести, доброты и здравого смысла» .
Для преодоления упомянутых негативных явлений, по мнению великой княгини Марии Владимировны, необходимо создавать Центры межрелигиозного диалога: «В годы антирелигиозных гонений при коммунистическом режиме все верующие в Бога люди в еще большей степени чувствовали солидарность между собой. Сейчас в России есть подлинная свобода совести. Но возникают новые опасности. Иногда люди забывают о том, что Бог ожидает от всех нас, прежде всего, любви, честности, чистоты помыслов и терпения. Безбожная злоба, агрессия и фанатизм возникают на почве незнания и предубеждений. Мне бы хотелось, чтобы во всем мире появились центры межрелигиозного диалога. В беседах с православным и мусульманским духовенством в России, с представителями других традиционных конфессий, я встретила понимание и одобрение этой идеи. Речь не идет о попытках создания какой-то универсальной религии – такой замысел я считаю утопичным и пагубным. Справедливо и естественно, что каждый дорожит своей верой. Но нужно при этом научиться разговаривать друг с другом, иметь представление об иных исповеданиях, сотрудничать в решении общих проблем. Иными словами, необходимо искать и видеть не то, что разобщает, а то, что сближает» .
Отвечая на вопрос «Учительской газеты» об историческом опыте России и роли дома Романовых в разрешении межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ее императорское высочество привела развернутый сравнительный анализ проблемы диалога цивилизаций и культур в российском и других обществах:
«Российская империя, окончательно сформировавшаяся в эпоху царствования нашего Дома, - констатирует великая княгиня Мария Владимировна, - была не колониальной, а классической империей. Она строилась не на порабощении и угнетении, а на интеграции и сотрудничестве. Ее главным лозунгом было «Единство в многообразии». На ее территории уживались самые разные народы с самобытными культурами, и всем находилось место. В ее состав входило Великое Княжество Финляндское с типично западным законодательством, и Бухарский эмират, живший по законам шариата и адата, управляемый собственным государем.
«Конечно, имели место и ошибки в национальной политике, элементы насильственной русификации, далеко не всегда оправданные. Но это были именно отступления от идеи Империи, попытки «простых решений», которые, на самом деле, потом порождают гораздо более сложные проблемы. Понятно, что чиновникам всегда легче управлять с помощью единых методов и установок, чем искать компромиссы и выстраивать систему взаимоотношений, в каждом случае исходя из местных особенностей. Но невозможно насильственно изменить природу людей, невозможно навязать им то, что в корне противоречит их генетическому коду, исторической судьбе и менталитету.
«Нельзя не признать, что в Российской империи эта данность, в главном, учитывалась, и национальная политика была чрезвычайно гибкой. Поэтому, за исключением явно ассоциированных территорий Царства Польского и Великого Княжества Финляндского, все-таки, так и оставшихся чужеродными, в дореволюционной России нигде не имели силу сепаратистские движения. Многие народы входили в Империю добровольно, даже сами просили их принять. Некоторые на первых порах сопротивлялись. Но независимо от обстоятельств присоединения, все эти народы становились членами единой всероссийской семьи, быстро интегрировались и оказывались примером верности общей империи.
«Революция 1917 года разрушила Российскую империю. СССР, конечно, был принципиально новым государственным образованием, хотя и включал в себя большинство территорий бывшей империи. Идеология правившего в нем режима в национальном вопросе эволюционировала от крайних форм космополитизма и нарочитого пренебрежения национальными особенностями к специфически понимаемому патриотизму.
«Парадоксальность понимания патриотизма в тот период заключалась в том, что он оставался нерасторжимо связан с коммунистической партийной идеологией, по-прежнему базировавшейся на марксистском космополитизме и интернационализме. Нужно было любить не просто Родину, а «социалистическую Родину». Неприятие коммунистической идеологии трактовалось как отсутствие патриотизма. Таким образом, в категорию «плохих патриотов», а то и вовсе «врагов народа» попадали все верующие, несогласные с агрессивным атеизмом режима, многие сторонники сохранения национальных традиций, заносившиеся в разряд «буржуазных националистов». А ведь вера и традиции – неотъемлемая часть подлинного патриотизма.
«Режим всерьез думал, что ему удастся заставить людей любить Родину только так, как учит и велит Коммунистическая партия. Но любви по принуждению, тем более, согласно партийным директивам не бывает.
«Подобная ситуация породила целый комплекс противоречий: внутренний протест против «официального патриотизма», рост национализма и усиление сепаратистских тенденций в союзных республиках, созданных по национальному признаку. Причем сепаратизм рос не только в антикоммунистическом подполье, но в республиканских коммунистических партиях. Когда СССР начал погружаться в кризис, и центральная власть ослабела и утратила уверенность в себе, ключевую роль в дезинтеграции, в большинстве случаев, сыграли не какие-то диссиденты, не имевшие особенного влияния, а именно местные партийные руководители.
«Тема разрушения государственного единства народов бывшей Российской Империи и СССР очень болезненная и сложная. Вопрос о том, была ли альтернатива, теперь представляет лишь теоретический характер. Об этом можно рассуждать бесконечно, но положение не изменится. Восстановить ни Российскую Империю, ни СССР не удастся. Российский императорский дом всецело признает суверенитет всех новообразованных государств, их действующее законодательство и нормы международного права, определяющие взаимоотношения между ними . Но при этом я твердо убеждена, что, несмотря ни на какие политические изменения, ничто не в силах разрушить единство цивилизационного и культурного пространства, которое формировалось и в Российской Империи, и в СССР, при всех различиях между ними.
«Я часто сравниваю то, что произошло с нашим государством, с процессом обособления семей. Сначала все живут вместе – родители, братья и сестры. Потом дети вырастают и хотят иметь собственную семью, самостоятельную, независимую. Но это не значит, что они должны пренебрежительно относиться к своей первой семье, вычеркнуть из жизни своих родных, забыть всё хорошее, что с ними связано, и помнить только плохое.
«И в случае появления проблем и неприятностей логичнее искать поддержку и опору у родных, а не у чужих людей, помощь которых не бывает бескорыстной.
«Аналогично складываются и отношения между народами. Суверенитет не мешает сохранять дух братства. Государства у нас теперь разные, но Отечество в каком-то самом высшем смысле – всё равно одно. Мы никогда не сможем вычеркнуть из истории, что за него сообща проливали кровь и пот наши отцы, деды и прадеды, независимо от национальности.
«Как бы решались национальные проблемы, если бы дом Романовых не был низложен революцией, и существовала бы по сей день единая Российская Империя, рассуждать можно, опять же, лишь теоретически и гипотетически. На мой взгляд, по сравнению и с либерально-демократической республикой, и с диктатурой, у монархии всегда больше шансов сохранить единство народов в рамках общего государства. Или в рамках более свободной, но реально существующей и эффективной интеграционной модели. Пример такой новой модели сохранения цивилизационного единства мы видим в Содружестве, возглавляемом монархами Великобритании. Разумеется, просто скопировать этот опыт не удастся. Но использовать некоторые идеи и методы, адаптируя их к нашим историческим условиям, вполне возможно. Если не сейчас, то когда-нибудь в будущем.
«Я не строю никаких иллюзий и прекрасно вижу, что в настоящее время нет предпосылок и условий для восстановления монархии в России, не говоря уж об образовании некоего межгосударственного Содружества с использованием потенциала монархической идеи Государства-Семьи. В современном мире у Российского императорского дома есть четкие и конкретные социокультурные задачи, никак не связанные с политической деятельностью. Мы стараемся способствовать возрождению и укреплению духовных и культурных связей между народами, напоминаем о наиболее светлых страницах нашей общей истории, содействуем межнациональному и межконфессиональному диалогу. Я с радостью вижу, что наши усилия приносят пользу и с пониманием и уважением воспринимаются как духовными и светскими лидерами, так и обычными соотечественниками. В нас видят не какой-то «символ империализма», не проводников той или иной политики, а живую историческую институцию, способствующую сотрудничеству людей самых разных взглядов» .
В другом интервью великая княгиня Мария Владимировна высказала свое мнение относительно возможной в будущем исторической перспективы построения Содружества: «Размеры нашего Всероссийского Содружества, если оно возникнет, будут зависеть от множества факторов, предугадать которые весьма затруднительно. Убеждена, что нужно стремиться не к размерам, а к высокому качеству межгосударственных связей и незыблемому и бесспорному авторитету центра общей координации, которые позволят создать мощное и прочное объединение, сильное духом и конкурентоспособное» .
Великая княгиня утверждает: «Наша Родина –самостоятельная цивилизация. Она вобрала в себя многое из опыта Европы и Азии, но не является ни окраиной Запада или Востока, ни каким-то их механическим смешением. Россия – это Россия. (…) Создать такое государство чрезвычайно трудно, а поддерживать его существование в течение нескольких столетий – еще труднее. Тем не менее, это удалось. Российский опыт многовекового сохранения единства в многообразии, сосуществования множества народов разных верований, традиций и культур, когда не было допущено ни их уничтожения, ни искусственного смешения – не превзойден никем» .
Цесаревич Георгий Михайлович всецело разделяет мысли своей августейшей матери:
«Настоящая империя – это не система угнетения одной нацией других, а семья братских народов, объединенных общими целями и интересами, хранящих единство в многообразии. Россия изначально была многонациональным государством и на протяжении всей своей истории стремилась к интеграции народов в единую империю. Но, наряду с этим, в нашем прошлом были периоды, когда преобладали центробежные силы. В свое время возродить централизованное государство смогло Московское княжество, изначально очень маленькое и уступающее во влиянии даже другим аналогичным «локальным национальным государствам». Причина этого, на мой взгляд, заключается в том, что московским государям, с одной стороны, удалось отстоять твердый монархический принцип, а с дугой – их политика была достаточно гибкой и современной. Да, они умели идти на компромиссы, и при этом не предавали главного и на протяжении нескольких поколений стратегически готовили объединение и освобождение своей страны. В наше время Россия, действительно, из-за тяжких последствий нескольких революций ХХ века, отброшена далеко назад. Но, повторяю, я убежден, что до «локального национального государства» мы не докатимся никогда. Наоборот, я верю, что у России есть шанс не только сохранить свою нынешнюю территориальную целостность, но и привлечь братские народы бывшей Российской Империи к обновленным формам интеграции. Отлично понимаю, что это будет не дореволюционная Империя, и не СССР. Однако обращение к лучшим примерам из прошлого позволит нам сберечь, по крайней мере, единое цивилизационное пространство» .
Великий князь Георгий Михайлович предупреждает о лукавых подменах смысла понятий «патриотизм» и «национализм»:
«Национализм естественен, если это здоровое чувство любви к своей национальной традиции и уважения к другим национальным традициям. Уродливые формы национализм принимает, когда любовь к своему родному подменяется ненавистью к окружающим. Причем, как правило, такого рода «националисты» ничего не знают о подлинной истории собственной нации и национальной идее. Поэтому их деятельность, на самом деле, глубоко разрушительна и антипатриотична.
«Патриотизм – это очень высокое и благородное чувство, в равной мере свойственное великим и малым нациям. Для любой страны важна идея национального достоинства, любовь к Родине, умение создать условия для нормальной жизни людей.
«В основе патриотизма лежит глубокое уважение к делам людей, которые жили раньше нас и смогли создать великие памятники культуры, построить города, отстоять свою независимость от иноземных захватчиков» .
Российский императорский дом уделяет особое внимание «мусульманскому направлению» своей деятельности. В 2008 году в приветствии, приуроченном к 15-летию Меджлиса татарских мурз, великая княгиня Мария Владимировна обратилась ко всем потомкам исторической мусульманской элиты, продолжающим хранить наследие предков:
«Я особенно рада воздать дань благодарности многим поколениям знатных татарских родов, принимавших деятельное участие в созидании Великого Государства Российского и самоотверженно служивших ему.
«Неразрывны исторические связи между Нашим Домом и верными сынами и дочерями России, исповедующими Ислам. Представители татарского дворянства - и сохранившие исповедание предков, и принявшие Православную Веру - в равной степени являлись защитниками Престола.
«На Утвержденной Грамоте Великого Земского Собора 1613 года, призвавшего на царство Нашу Династию и тем самым положившего конец Смуте, стоят подписи татарских мурз.
«Огромное значение для нашего многонационального Отечества имеет и то, что со времен царствования внука Петра Великого Императора Петра III - потомка по прямой линии кади Севильи Исмаила ибн Курайша - Российский Императорский Дом состоит в родстве с Династиями, ведущими свое происхождение от Пророка Мухаммада.
«Моя великая прародительница Императрица Екатерина II повелела в отношении своих мусульманских подданных «охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно» и своим Указом от 22 февраля 1784 года даровала татарским князьям и мурзам все основные права и преимущества российского дворянства.
«В страшных революционных испытаниях, постигших нашу Родину в ХХ веке, многие представители татарского дворянства и офицерства сохранили верность присяге Белому Царю и сложили свою голову во имя долга, чести и достоинства. А в скорбном изгнании Мои Августейшие Дед Император Кирилл Владимирович и Отец Великий Князь Владимир Кириллович имели счастье пользоваться преданной дружбой и поддержкой мусульман всех национальностей и сословий.
«Верю, что современное татарское дворянство, свято храня идеалы и ценности своего народа, будет достойным великой памяти предков, и всегда останется надежной опорой нашей единой Родины – России» .
Отвечая на вопросы турецких средств массовой информации во время визита в Стамбул в 2008 году, государыня Мария Владимировна чётко сформулировала принципы взаимоотношений дома Романовых и российской мусульманской уммы:
«Как глава Российской императорской династии, я являюсь верной дочерью Православной церкви. Но также я с величайшим уважением отношусь к мусульманскому духовенству. И все россияне, исповедующие Ислам – мои родные соотечественники, мои братья и дети. Каждому необходимо дорожить своей верой, защищать и оберегать ее. Однако любовь к своему вероисповеданию и убежденность в его истинности не имеют ничего общего с фанатизмом, ограниченностью, неприязнью к людям иных религиозных воззрений. Знакомясь ближе, мы понимаем, что у нас много общего, что все мы сотворены Богом по Его образу и подобию, и Всевышний ожидает от всех нас, прежде всего, любви, великодушия, взаимной помощи, честности и справедливости.
«История развития христиано-мусульманских отношений в России – это очень позитивный пример и один из важнейших вкладов всероссийской цивилизации в развитие всего человечества в целом» .
В сотрудничестве православных, мусульман и всех верующих в Бога и честных людей государыня видит залог сохранения здорового морального климата в России:
«Разрушение нравственных идеалов и национальных духовных ценностей – это системная и тяжелая болезнь. Единого рецепта лечения быть не может. Нужно прислушиваться к своей совести. Не делать другим того, чего не желаем себе. Понимать, что Родина и народ всегда выше наших личных интересов. Преодоление кризиса морали и частичной утраты национальной самоидентификации невозможно без опоры на традиции и исторические институции, сохранившие преемственность с многовековой историей Родины. Императорский дом входит в их число. Объединение усилий государства и гражданского общества, Церкви и других конфессий России способно изменить моральный климат к лучшему. На этом поприще мы всегда готовы помогать президенту, духовенству и всем соотечественникам» .
В своем приветствии к празднованию 1150-летия зарождения Российской Государственности глава дома Романовых выразила уверенность: «Не раз наша Родина переживала трагические потрясения, внутренние смуты и внешние нашествия, но неизменно возрождалась и вновь обретала могущество. Обращаясь к многовековому опыту предков, мы должны помнить, что основы нашего государственного бытия заключаются в любви к Богу и ближним, патриотизме, законности, взаимном служении, в уважении друг к другу людей разных вероисповеданий и национальностей и в гармонии между достаточной силой государства и разумной свободой личности» .
Идейные основы межконфессиональной и межнациональной деятельности династии Романовых происходят из многовековой династической традиции, продолжающей жить и развиваться в новых исторических условиях. Эти постулаты, идеи и помыслы воплощаются в конкретной общественной миротворческой, культурной и благотворительной деятельности Российского императорского дома, одно из главных мест в которой занимает сотрудничество с мусульманами.