Ужас объял душу Императора Констанция, когда приближенные принесли ему весть о появлении у царской сокровищницы страшного чудовища. Неизвестно откуда взявшаяся змея огромных размеров, каких доселе не было видано в Константинополе и его окрестностях, приползла ко дворцу и преградила вход в комнату с драгоценностями Царской Семьи. Император справедливо усмотрел в этом событии не случайность, а некий символ - попущенное Богом по грехам человеческим проявление темных дьявольских сил.
Убежденность в этом окрепла, когда ни усилиями слуг, ни даже молитвами духовных лиц змею не удалось отогнать от избранного ею места. Оставалось одно: прибегнуть к помощи святого человека, стяжавшего от Господа особый дар чудотворения. И Император повелел призвать к себе Епископа Гангр Пафлагонских Ипатия.
Слава Святителя Ипатия обошла все пределы Римской Империи еще во времена Равноапостольного Константина. На I Вселенском Соборе в Никее Епископ выступил мужественным защитником Св. Православия от арианской ереси. Великий молитвенник, он имел власть исцелять недуги и изгонять бесов. Несколько чудес его было связано с водой - в одном месте он претворил текущий с гор горький и болезнетворный источник в сладкий и целительный. В другой местности по его молитве теплый цельбоносный источник забил на прежде сухом месте, а однажды в темную ночь идя по берегу реки он увидел в воде огни, указывающие правильный путь, чтобы угодник Божий не попал в пучину и не утонул. Так повиновалась Св. Ипатию водная стихия. Но в Цареграде ему суждено было сотворить чудо не водой, а огнем.
Представ перед Императором, смиренный Гангрский Епископ сказал: "Царь! Если наша молитва и будет бессильна, то не тщетна будет твоя вера перед Богом". Опустившись на колени, он долго молился, и наконец велел Констанцию распорядиться, чтобы среди конского ристалища перед статуей Константина Великого разожгли печь. Сам же Св.Ипатий безбоязненно подошел к змее, и начал бить ее архиерейским жезлом. Долго продолжалась эта схватка святого с воплощением инфернальных сил. Стоявшие в отдалении Император и его придворные с тревогой наблюдали за ней, опасаясь, что Святителя постигнет участь многих воинов и иереев, ставших жертвами ядовитых укусов пресмыкающегося.
Вдруг Св.Ипатий вонзил свой жезл в пасть змеи. Громко прозвучал его властный голос: "Во имя Господа моего Иисуса Христа следуй за мной!". Проведя чудовище по всей торговой площади и конскому ристалищу, Епископ остановился у печи и приказал змее во имя Господне бросится в самый центр бушующего пламени. С изумлением и восхищением толпа увидела, как перегнувшись через край, опаленная гадина исчезла в недрах печи.
Впечатление, произведенное чудом на Императора Констанция было столь велико, что он повелел написать на доске изображение Св.Ипатия и поставил его в Царской Сокровищнице. Получив богатые пожертвования на нужды Св.Церкви, Епископ отправился в свою Епархию.
Господу было угодно, чтобы чудо со змеей стало последним в земной жизни святого. На дороге из Константинополя в Гангры его поджидала засада еретиков - новациан и ариан. Сильно изранив Св.Ипатия мечами и кольями, они бросили его с обрыва в болотную трясину. Священномученик, подобно Архидиакону Стефану, молился: "Господи, не постави им греха сего". Тогда распаленная злобой арианка разможжила его голову камнем. Убийцы взяли тело Епископа и бросили в пещеру, где спустя несколько дней его обнаружил один крестьянин. Над останками Св.Ипатия в тот момент слышалось пение ангелов. Извещенные о несчастии жители Гангр плача пришли к пещере и с почестями похоронили своего Владыку.
Злодеи-еретики, которым в наказание за их преступление было послано безумие, исцелились у гроба по молитвам Священномученика и во всеуслышание покаялись. С тех пор немало людей прибегало к предстательству Св.Ипатия, и все они получали по вере своей исцеления и избавление от бед. Св.Церковь причислила Епископа Гангрского к лику святых и установила день его памяти 31 марта.
Минуло свыше 1000 лет. В далекой России на берегу реки Костромы принявший Православие татарский мурза Чет (во крещении Захария) в память о явлении ему Божией Матери заложил монастырь во имя Священномученика Ипатия Гангрского. Мог ли он предвидеть, какую роль сыграет основанная им обитель в истории России? По прошествии веков мы не можем не усмотреть здесь Промысла Божия.
Начало расцвета монастыря пришлось на эпоху последних Рюриковичей и Бориса Годунова. На средства бояр Годуновых в 1558 г. был построен Троицкий собор. После воцарения Бориса Годунова обитель получила новые богатые дары. Но главным сокровищем Дома Св.Ипатия были не роскошные ризы и золотые оклады. Истинно монашеский дух и усердная молитва братии обусловили миссию, данную ему свыше в Смутное Время.
В 1613 г. Великий Земский и Поместный Собор призвал на Царство единственно законную Династию Романовых, преемственно воспринявшую по женской линии наследие Рюриковичей. Польские оккупанты, еще занимавшие значительную часть Русской земли, узнав об этом, начали усиленные поиски провозглашенного молодого Царя Михаила Феодоровича. Он же, еще не зная
посланном Ему Богом служении, укрывался в монастыре Св.Ипатия.
Мученический подвиг Ивана Сусанина разрушил намерения врагов, и вскоре стены Троицкого собора Ипатьевского монастыря стали свидетелями эпохального события - призвания на Царство первого Царя из Дома Романовых. Так с самого начала истории правящей Династии костромская обитель заняла в ее судьбах совершенно особое место.
Цари и Императоры Династии Романовых неизменно покровительствовали колыбели своего Самодержавия. Величайшие Государи смиренно прибегали к молитвам Св.Ипатия, и Священномученик, некогда спасший Императора Римской Империи, теперь оберегал Императоров Империи Российской.
Это незримое присутствие Святого в жизни Императорского Дома чувствовалось всегда. Но наиболее ярко, разительно символично оно проявилось в одном эпизоде, предопределившем исполнение обетования о том, что не отнимется Царское Служение у Дома Романовых до скончания века.
Когда началась Русско-Японская война, будущий первый Император Всероссийский в изгнании, а тогда молодой Великий Князь Кирилл Владимирович немедленно отправился на театр военных действий. Являясь начальником штаба адмирала С.О.Макарова, он был на эскадренном броненосце "Петропавловск" в тот момент, когда взрыв японской мины вызвал катастрофу. Корабль затонул почти мгновенно. Из 711 офицеров и матросов лишь 80 человек остались в живых. Великому Князю, стоявшему рядом с адмиралом С.О.Макаровым на капитанском мостике, судьба не оставляла никаких шансов на спасение. Все, бывшие поблизости от Него, погибли. Огонь и вода, вода и огонь - две эти стихии должны были поглотить Кирилла Владимировича. Но чудесным образом, неведомой силой Он был поднят из морской пучины и спасен подоспевшими русскими моряками. Произошло это 31 марта 1904 г. - В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИПАТИЯ ЕПИСКОПА ГАНГРСКОГО!
Адмирал С.О. Макаров
Такое удивительное, и в тоже время понятное каждому православному сердцу и разуму совпадение указывает, что Св.Ипатий, по молитвам которого когда-то сохранилась жизнь первого Царя из Дома Романовых, предвидя будущий подвиг Великого Князя Кирилла Владимировича, сам пришел Ему на помощь, и сотворил новое чудо в пламени и водных потоках. Первый Император в изгнании, свято и нерушимо сохранивший традиции Своего Дома после крушения Российской Православной Державы, также как и Его Царственный Прародитель, был обязан жизнью молитвам Священномученика.
Ожесточение сердец многих наших соотечественников упорно удерживает их во всевозможных заблуждениях. Хулой на былую Царскую Россию, клеветой на ныне здравствующий Императорский Дом они дополняют меру отцов своих. Увы, немало среди нас тех, кто и "аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры" (Лук. 16, 31). Но для истинно верующих людей, исповедующих Св.Православие в чистоте сердца и любви к Богу, не может остаться в забвении и пренебрежении память о чудесном спасении Государя Кирилла Владимировича, бесспорно происшедшем по молитвам Св.Ипатия.
Тарелка «Le grand-duс Cyrille sauvé de la catastrophe du «Petropavlovsk» («Великий Князь Кирилл, спасенный при катастрофе «Петропавловска») из серии «Русско-японская война». Франция, мануфактура «Digoin & Sarreguemines». 1904 г. Фаянс, деколь. Диаметр 19,5 см.
Не для того спас Великого Князя Кирилла Владимировича в день своей памяти Священномученик Ипатий, не для того возложил на Государя и Его Законных Преемников бремя Царского служения Господь, чтобы сейчас мы метались из стороны в сторону, не зная, где найти избавление от бед, постигших Россию. Пусть же отвратительные змеи наших страстей, нашей гордыни и злобы - сгорят в очистительном огне молитвы и покаяния. Сплотившись вокруг Священной Династии Романовых и верой и правдой служа ей, будем молить Св.Ипатия, чтобы пред Престолом Всевышнего Царя не умолкал его голос, ходатайствующий за Нашу Благоверную Государыню и Ее Наследника, за Священноначалие нашей Церкви и за весь Народ Русский.