По мнению экспертов ВОЗ, по уровню развития именно этой отрасли медицины судят о состоянии здравоохранения той или иной страны в целом, о квалификации ее врачей. И это неудивительно, поскольку трансплантология является локомотивом высокотехнологичной медицины.
Нельзя сказать, что белорусы начинали совсем уж с нуля. Пересадки органов и тканей начали осваивать еще при СССР, однако после развала великой державы основные технологии, оборудование и специалисты остались в Москве.
Правительство РБ выделило средства, и в 2010 году здесь был основан РНПЦ. И результат не заставил себя долго ждать. Если в 2005 году в Минске сделали всего 8 пересадок, то в прошлом – 2011-м их провели 241 при летальности 6,8 процента. На сегодняшний день по количеству трансплантаций Беларусь находится на 1-м месте среди стран СНГ. Если брать количество операций на 1 миллион жителей, то по этому показателю Россия отстает почти в 3 раза, Украина в 10, а Казахстан в 30 раз.
Теперь вопрос денег. Пересадка печени, почки или комбинированная (печень-почка, сердце-почка) обходится гражданину Беларуси… бесплатно. Был бы донор. В этом отношении белорусы и мы идем одним путем – «презумпция согласия»: каждый умерший человек является потенциальным донором органов, если при жизни он не заявил о своем несогласии жертвовать печень, почку, сердце или легкое. Поэтому у наших соседей существует реестр не доноров, а отказников. Увы, «лист ожидания» на ту же почку в Беларуси не короче, чем в других странах – 2,5 года. Но дети идут вне очереди.
Чтобы доставить донорский орган к операционному столу, нужно время. А оно ограничено биологическими факторами. И хотя самая отдаленная точка страны находится не далее, чем в 300 километрах от Минска, руководством республики взят курс на создание отделений трансплантологии в каждом областном центре. Тем более что пересадка
возвращает пациента к нормальной жизни и обходится в конечном итоге дешевле, чем длительное лечение. Российские «акулы пера» усомнились в дешевизне. Тогда руководитель РНПЦ привел такую цифру: 20 тыс. долларов – такова себестоимость операции по пересадке почки. 150–200 тысяч, что просят за аналогичную операцию в других странах, – это все накрутки. Нет, ехать за границу и доверяться зарубежным хирургам никто не запрещает, если удалось собрать нужную сумму. А если у пациента и его родственников нет таких средств? Операцию проведут бесплатно.
Бывает, что какую-то операцию в Беларуси просто не делают, тогда специальная комиссия рассматривает данный конкретный случай и убедившись, что иного выхода нет, дает разрешение обратиться к иностранным специалистам. При этом государство берет расходы на себя, а за одно проверяет, соответствует ли уровень медицины в той стране необходимым требованиям.
Но белорусы подняли свою трансплантологию настолько, что на операции едут к ним или приглашают их специалистов к себе. Вот на иностранных пациентах можно и заработать лишнюю копеечку. Хотя и в этом случае каждый конкретный запрос рассматривается специальной комиссией. Стратегия такова, что стыдно платить деньги кому-то, если операцию могут сделать в своей клинике. И вообще складывается впечатление, что белорусские медики не медицинские услуги оказывают, а просто лечат и спасают людей. За некоторым исключением, правда, – косметология, стоматология, ЭКО. Здесь коммерция допускается.
Автор : Леонид ТИМОФЕЕВ (спец. корр. «Трибуны») МИНСК – МОСКВА