Комментируя избрание Папой Римским архиепископа Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, митрополит Иларион отметил:
«Для многих это избрание стало неожиданным, поскольку, как это всегда бывает перед конклавами, циркулировали различные списки имен, в том числе имен кардиналов, которые у всех на слуху, и имя кардинала Бергольо не фигурировало в этих списках.
Между тем это очень авторитетный архиерей, который почти всю свою жизнь провел в Аргентине. Он там родился и вырос, получил образование, там нес служение священника и затем был архиепископом Буэнос-Айреса и примасом Католической Церкви Аргентины. Он широко известен в Южной Америке как человек, который, прежде всего, уделял внимание служению бедным, обездоленным, сам всегда вел очень скромный образ жизни. Так, он отказался жить в епископской резиденции, а проживал в небольшой квартире и ездил нередко на городском транспорте. Наверное, не случайно это первый Папа, который выбрал имя Франциск — несомненно, в честь почитаемого в Римско-Католической Церкви Франциска Ассизского, который воспринимается католиками как образец евангельской бедности и служения бедным.
Конечно, служение бедным и обездоленным, их защита сегодня являются приоритетами для христианских Церквей, и Русская Православная Церковь уделяет этому служению огромное значение. Если вы ознакомитесь с последними документами Архиерейских Соборов, с заявлениями Священного Синода, то увидите, что защита бедных, обездоленных, гонимых является одним из приоритетов Русской Церкви. И в этих вопросах мы видим большое поле для соработничества с Римско-Католической Церковью.
Мы уже не раз говорили о том, что в последние годы при Папе Бенедикте XVI наметилось позитивное развитие в православно-католических отношениях. Это связано не с ходом официального богословского диалога между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, потому что как раз в официальном богословском диалоге, который сосредоточен на разделяющих нас вопросах, мы столкнулись с очень многими проблемами и трудностями, в особенности, когда стали обсуждать тему примата Римского епископа. Мы обнаружили очень серьезные и глубокие расхождения в понимании служения первого епископа во Вселенской Церкви не только между православными и католиками, но и внутри семьи Православных Церквей.
Этот богословский диалог, который продолжается уже более тридцати лет и, наверное, будет продолжаться еще очень долго, как мне представляется, не является главным полем для взаимодействия между православными и католиками. Основной сферой, где мы должны прилагать силы для совместного служения и совместного свидетельства, является как раз социальная проблематика, проблематика защиты гонимых, преследуемых, защиты тех христиан, которые сегодня подвергаются гонениям в разных частях мира, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в ряде традиционно католических стран. Это открывает очень широкое поле для взаимодействия и сотрудничества.
Процессы, которые происходят в современной секулярной Европе, где одна страна за другой легализует однополые союзы и предоставляет право членам таких союзов усыновлять детей, свидетельствуют о настоятельной необходимости взаимодействия и сотрудничества между христианами, которые придерживаются традиционных нравственных ценностей. И здесь, безусловно, православные и католики являются союзниками.
Поэтому хочется надеяться, что и при новом Папе эти союзнические отношения будут развиваться, что связи наши будут укрепляться, тем более, что Папа Франциск – это человек, который не однажды засвидетельствовал свою глубокую симпатию к Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта. В частности, будучи архиереем в Аргентине, он многократно посещал Благовещенский собор Русской Православной Церкви в Буэнос-Айресе и присутствовал там на богослужениях, оставался на трапезу для общения с архиереем, со священниками, мирянами. Когда в 2007-м году у Русской Зарубежной Церкви возникли серьезные проблемы в Аргентине в связи с тем, что некоторые приходы ушли в раскол, кардинал Бергольо по собственной инициативе, без какой-либо просьбы со стороны Зарубежной Церкви, обратился к аргентинским властям, выступив в поддержку канонической позиции Русской Православной Зарубежной Церкви.
Полагаю, все эти факторы вселяют надежду на дальнейшее позитивное развитие наших отношений, и надеюсь, что в скором времени мы сможем говорить уже о конкретных фактах, свидетельствующих о дальнейшей позитивной динамике православно-католических отношений».