«Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
Владимир Мономах

Не мыслю себя без Литургии

Несмотря на очень большую занятость председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН (Григорий Валериевич Алфеев), любезно согласился ответить на наши вопросы. Мы искренно благодарны его Высок

Не мыслю себя без Литургии

- Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли в Церковь, что побудило Вас стать священнослужителем? - Путь к христианской вере чаще всего начинается не с признания истинности церковных догматов, а с того, что человек открывает для себя живого Христа. Вера во Христа – это жизнь, потому что предмет этой веры – Бог Живой. Если я мыслю, то только существую, если же я верую, то живу. Вера иррациональна, иначе называлась бы знанием. Верой мы познаем то, «что око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не восходило» (1 Кор. 2, 9).

Милостью Божией, веру православную я обрел в детстве благодаря моей маме – именно она сначала пришла к вере сама, а затем привела к ней меня. Писатель по профессии, она приобщила меня к интеллектуальному труду, научила любить книгу, открыла мне мир классической русской литературы и религиозной философии. Вместе с ней я в одиннадцатилетнем возрасте начал читать творения Святых Отцов, с тринадцати лет регулярно ходил в храм. А в пятнадцать стал прислуживать в алтаре.

Не мыслю себя без ЛитургииИменно с того момента, когда я вошел во святое святых православного храма и был приобщен к богослужению как его активный участник, началась для меня та теургия, та мистерия, тот «пир веры», которые продолжаются до сего дня. С тех пор, и особенно после принятия священного сана, я уже не мыслил себя без Литургии, видя свое главное предназначение и призвание в ее совершении. Все остальное – будь то проповедь, пастырское душепопечение, богословская работа, должно было выстраиваться вокруг Литургии как основного жизненного стержня. Вот уже более четверти века, как я несу священническое служение, и ни разу еще за эти годы не пожалел, что выбрал именно такой путь.

– Чем занимается Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата? – В его компетенцию входит сфера внешней церковной деятельности. В первую очередь, это вопросы межправославных отношений – контактов с автокефальными (независимыми) Поместными Православными Церквами, которых сегодня, помимо Русской, насчитывается четырнадцать. Святейший Патриарх Кирилл всегда выделяет данное направление работы Отдела как приоритетное.

Можно с удовлетворением отметить, что в последние годы контакты Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами стали более активными; достаточно сказать, что Святейший Патриарх Кирилл за три года своего Патриаршества посетил с официальными визитами семь Поместных Православных Церквей. В свою очередь главы Православных Церквей являются частыми гостями Русской Церкви. Подобные визиты неизменно сопровождаются братским общением иерархов с обсуждением важнейших тем, стоящих перед Православием.

Другое направление работы Отдела – межхристианские отношения, то есть диалог с другими христианскими конфессиями: Римско-Католической Церковью, древними Восточными Церквами (такими, например, как Армянская, Коптская, Эфиопская), а также с англиканами, протестантами.

К огромному сожалению, за многие века раздельного существования между некоторыми из этих конфессий и Православной Церковью сформировались существенные расхождения как по богословским вопросам, так и в сфере нравственных ценностей. Русская Православная Церковь никогда не стремилась и не стремится к какому-либо объединению с инославными ценой компромиссов в вопросах веры – напротив, мы используем межхристианский диалог как свидетельство об истине Православия. В то же время мы ищем с нашими инославными братьями общее понимание таких вопросов, как мораль и общее свидетельство христиан о своем уповании перед лицом набирающего силы секуляризма. И здесь оказывается, что у нас гораздо больше общего с представителями общин, сохранивших связь с древней церковной традицией, чем с конфессиями, поддавшимся веяниям либерализма.Не мыслю себя без Литургии

В последнее время очень расширилась еще одна сфера ответственности Отдела – работа с соотечественниками, живущими за рубежом. Мы поддерживаем их стремление сохранить свою культурную и духовную идентичность, передать детям традиции наших предков. Важную роль в этом процессе играют приходы Русской Православной Церкви за рубежом, добровольные организации соотечественников, воскресные школы.

Межрелигиозный диалог – еще одно важное направление работы Отдела. Оно приобретает особую значимость сейчас, когда в различных регионах мира христиане подвергаются преследованиям, гонениям и даже физическому истреблению. Речь идет о таких странах, как Ирак, где за последние десять лет число христиан уменьшилось в десять раз, Ливия, где христиан практически не осталось, Египет, где христиане-копты постоянно подвергаются нападениям со стороны радикально настроенных мусульман. Подлинная гуманитарная катастрофа развернулась в Сирии, где при содействии западных держав к власти рвутся экстремисты и головорезы. Там, где они приходят к власти, христиане практически поголовно истребляются.

– Несколько лет назад произошло эпохальное событие – восстановление канонического общения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Расскажите, каких результатов удалось достичь за прошедшее время?

– В 2012 году мы торжественно отметили пятую годовщину подписания Акта о каноническом общении, который положил конец разделению между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Это одно из крупнейших событий в жизни всей нашей Церкви за последние годы.

Наше единство стало реальностью, мы вновь составляем одну Поместную Русскую Церковь. Невозможно отыскать такую сферу церковной жизни, где бы мы не взаимодействовали на всех уровнях – от епископата до мирян.

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви не раз посещал за эти годы Россию и страны ближнего зарубежья, принимал участие в заседаниях Священного Синода, Поместного и Архиерейского Соборов. Мы активно сотрудничаем в области церковной науки, образования и культуры, развивается взаимодействие в среде молодежи. Активность нашей молодежи вполне понятна, так как, в отличие от старших поколений, она живет уже с другим мировосприятием и над ней не довлеет гнет десятилетий трагического разделения. Нами совместно проводились многочисленные выставки, конференции, паломнические программы, молодежные акции и пастырские совещания.

 Не мыслю себя без ЛитургииПока еще не все, что было намечено, воплощено в жизнь. Обсуждению вопросов совершенствования практического взаимодействия была посвящена прошедшая в Лондоне конференция, в которой приняли участие архиереи Русской Церкви, осуществляющие свое служение за пределами ее канонической территории. Эта первая после объединения общая встреча русских епископов зарубежья позволила сформулировать стоящие перед нами общие задачи и предложить пути их решения.

– Вы являетесь признанным во всем христианском мире богословом. Какие богословские проблемы, на Ваш взгляд, вызывают сегодня особую озабоченность Церкви? Есть ли такие вопросы, от решения которых зависит будущее Православия?

– Богословие, его развитие, способность давать православный ответ на новые, порой весьма сложные проблемы и вызовы современной жизни, безусловно, являются предметом общей озабоченности и ответственности всех Православных Церквей, всего православного богословского сообщества, поскольку православное богословие кафолично, то есть имеет соборный характер.

В Русской Церкви за последние два десятилетия в сфере богословия был достигнут значительный прогресс. Сегодня мы можем с удовлетворением отметить, что в нашей Церкви уже появляется новое поколение богословов, по уровню своей компетенции и эрудиции вполне соответствующих мировым стандартам.

В то же время православное богословие как кафолическое дело требует и кафолического масштаба. И первое, о чем нам следует подумать, – как объединить наши усилия и активизировать межправославное взаимодействие в области богословия. Во-вторых, потребительский материализм, хотя и приобретает сегодня массовый характер, одновременно порождает у все большего числа людей чувство внутренней опустошенности и подвигает к поиску духовных оснований жизни. Именно поэтому общехристианское взаимодействие в сфере богословия следует искать не в области вероучения, церковного устройства и конкретных богословских представлений, но прежде всего в общей озабоченности сохранением и утверждением фундаментальных христианских ценностей, касающихся богопочитания, призвания человека в этом мире и тех нравственных норм, которые соответствуют этому призванию.

Мы должны противостоять любым формам нравственного либерализма, размывающим нравственные ценности, укорененные в христианской вере. От этого зависит будущее не только Православия, но и всего христианства в целом.

– Больше половины населения России – православные, однако нельзя сказать, что храмы наполнены прихожанами. Но главное другое: в сознании народа еще не полностью укоренилось православное мировоззрение. В чем причина? И что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Есть ли у Русской Церкви ресурс для того, чтобы усилить свое влияние?

– Действительно, согласно данным, которые были получены в ходе исследования, проводившегося в конце января текущего года Всероссийским центром изучения общественного мнения, три четверти населения России называют себя православными. Исходя из личного опыта, могу сказать, что наши храмы не пустуют во время богослужений. На самом деле, храмов не хватает, необходимо увеличить их число, особенно в районах массовой жилой застройки.Не мыслю себя без Литургии

В наши дни перед Церковью стоит задача воцерковления тех, кто приняли крещение на волне обретенной в 90-е годы свободы, но так и не стали православными христианами в полном смысле этого слова.

Нельзя не отметить, что если во всем мире, который принято называть цивилизованным, наблюдается процесс вытеснения христианства в область частной жизни, у нас, в России, несмотря на очень сильное сопротивление либеральных кругов, ситуация иная. Православная Церковь в самых разных областях активно и плодотворно сотрудничает с различными государственными и общественными структурами, имея целью, прежде всего, устроение жизни на евангельских началах добра и правды.

Что касается ресурса для усиления благотворного влияния Церкви на общественно-политические процессы, то он, конечно же, в нас самих. Нам всем нужно помнить слова, сказанные полторы тысячи лет назад великим учителем христианской Церкви святителем Иоанном Златоустом: «Никто не остался бы язычником, если бы мы были действительными христианами».

– Наше общество пронизано сверху донизу коррупцией — это главная проблема, которая существенно тормозит развитие страны. Какой вклад может внести Русская Церковь в борьбу с этим злом?

– Коррупция – это общественное зло, которое в тех или иных масштабах было характерно как для древнего мира, так и для современных государств вне зависимости от формы правления и устройства. Коррупция подобна болезнетворным бактериям или вирусам, которые присутствуют в организме любого человека, но либо их развитие подавляется иммунной системой, либо они размножаются и приводят к тяжелой болезни или даже смерти человека. Тот же механизм можно применить и к общественным отношениям, к государственной структуре: в роли иммунной системы выступают, во-первых, система нравственных ценностей и норм поведения каждого отдельного человека и общества в целом, а во-вторых - система законов и наказания за их нарушение.

Сегодня в России большинство людей сталкивались с проявлениями коррупции, как на бытовом уровне, так и в сфере отношений государства и бизнеса. Любой здравомыслящий человек понимает, что такое положение вещей является без преувеличения угрозой безопасности государства и требует от властей решительных мер борьбы с этим злом, обеспечения неотвратимости наказания, равенства всех перед законом, невзирая на чины и звания.

Русская Православная Церковь в своей проповеди однозначно именует мздоимство грехом и помогает своим чадам преодолевать этот недуг души, призывает к борьбе с соблазном. Недвусмысленно звучат слова апостола Павла: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: … ни воры, ни лихоимцы… ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10).

 Не мыслю себя без Литургии

Людям внешним по отношению к Церкви порой бывает сложно услышать ее голос: слова проповеди растворяются в бесчисленных информационных потоках, наталкиваются на глухую стену скептических убеждений. Тем не менее, наша задача – не оставлять своих усилий, дабы спасительные слова дошли хотя бы до некоторых. Поэтому Церковь пытается всеми доступными средствами участвовать в нравственном воспитании наших граждан, напоминать о ложности пропагандируемого в СМИ образа беззаботной жизни любой ценой, в том числе путем незаконной наживы, воровства или обмана.

– Каково значение последнего визита Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в Москву?

– Январский визит Предстоятеля Грузинской Церкви имел огромное значение для развития двусторонних отношений между нашими Церквами. В ходе встреч и переговоров Патриарха Московского и всея Руси и Католикоса-Патриарха всея Грузии были выработаны общие позиции и приняты решения по ряду важных вопросов межправославных отношений. Кроме того, совместное богослужение, совершавшееся на двух языках Предстоятелями Русской и Грузинской Церквей в Успенском соборе Московского Кремля, стало еще одним подтверждением того, что никакие преграды не могут поколебать духовное единение двух православных народов. Сегодня, когда отношения России и Грузии остаются весьма непростыми, Русская и Грузинская Церкви являются мостом, который соединяет два народа. Это пример того, насколько значимой является роль Православия и Православной Церкви в жизни российского и грузинского общества.

 Не мыслю себя без Литургии

– С Грузией и Грузинской Православной Церковью меня связывают, прежде всего, воспоминания отрочества и юности: еще в возрасте 15-16 лет я бывал там, посещал святыни и монастыри. В то время Грузия была одним из немногих мест на территории Советского Союза, где сохранялись духовные традиции православного монашества. В частности, я жил некоторое время в монастыре Бетаниа, и у меня сохранились самые теплые и благоговейные воспоминания о днях, проведенных там в общении с братией обители.

Тогда же, в отроческие годы, мне довелось познакомиться со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Илией II. Его мудрость и духовный опыт в то время произвели на меня неизгладимое впечатление. И по сей день мы поддерживаем теплые отношения с Его Святейшеством и Блаженством. Я был рад доставить Предстоятелю Грузинской Церкви поздравление Святейшего Патриарха Кирилла.

– Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II пригласил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Грузию. Определены ли уже сроки визита Его Святейшества?

– Мы надеемся, что визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Грузинской Церкви окажется возможным в скором времени. Церковь призвана во имя любви Христовой преодолевать пагубную инерцию исторических обстоятельств. Думаю, и Русская, и Грузинская Церкви неизменно показывают пример их совместного преодоления.

– Хорошо известно, что Вы пишете музыку. Мне довелось послушать несколько Ваших произведений и признаюсь, они меня поразили. Многие известные композиторы позавидовали бы Вам. Какую роль музыка играет в Вашей жизни?

– Когда я поступал в Московскую консерваторию, то уже знал, что мое призвание — не музыка, а служение Церкви. Еще в школьные годы как-то постепенно любовь к Церкви, к богослужению, к Православию, к богословию вытеснила во мне любовь к музыке. Учась в консерватории, я больше времени посвящал изучению древних певческих рукописей в археологическом кабинете, чем своей работе по специальности. А после принятия монашества был уверен, что музыкальная страница моей жизни раз и навсегда перевернута. В 20 лет я был настроен очень радикально.

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. В какой-то момент, видимо, период радикализма миновал, и я начал позволять себе понемногу слушать классическую музыку, хотя активно ею все равно не занимался. Однако в 2006 году что-то во мне вдруг поменялось, и я стал писать музыку.

Музыка отражает состояние души и, по моему мнению, является очень мощным языком, на котором Церковь может нести свою проповедь. Это особый язык, который способен передавать самые возвышенные чувства и для понимания которого не требуется специальная подготовка — достаточно лишь иметь душу и сердце, открытые для восприятия этих чувств. Язык музыки дает людям возможность общаться на той глубине, где слова уже не нужны. Этим языком можно передать то, что невозможно передать словами. Не случайно в православной традиции музыка играет столь существенную роль: ни одно богослужение не обходится без пения хора.

Справка: Митрополит Волоколамский Иларион - постоянный член Священного Синода, доктор философии Оксфордского университета, профессор Фрибургского университета (Швейцария), доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, почетный доктор Российского государственного социального университета и Прешовского университета (Словакия), почетный доктор богословия университета Лугано (Швейцария) и Богословского факультета Университета Каталонии, член Союза композиторов России и т.д. Читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета и т.д.

Источник: http://tribuna.ru/news/good/

Почитать еще
№21 июль 2013
№18 апрель 2013
№15 октябрь 2012